Александр Кошуков: «Труд водителя на Севере требует настоящего героизма!»

Уважаемые жители Нерюнгринского района, дорогие друзья!
Сегодня — последнее воскресенье октября, и этот день мы отмечаем как День работников автомобильного и городского транспорта.

История одного из любимых профессиональных праздников в нашей стране начинается с Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 года. Сначала этот день действительно задумывался только как дань огромного уважения людям определенной профессии — водителям. Но чем больше и плотнее входили в нашу жизнь автомобили, в том числе, личные, тем более общенародным праздником он становился. Сегодня, помимо профессионалов, этот день теперь так или отмечают все, кто водит машину.

Главные герои этого дня — профессиональные водители — люди, управляющие грузовиками, автобусами, легковыми автомобилями. В этот день мы также поздравляем и благодарим всех, кто занимается сервисным обслуживанием транспортных средств и их производством: шиномонтажников, автослесарей, механиков, автомобильных инженеров и конструкторов, руководителей и сотрудников транспортных предприятий.
День автомобилиста показывает важность автотранспорта в экономике и нашей повседневной жизни, демонстрирует глубокую дань уважения всем работникам этой сферы.

Первый в мире автомобиль был изобретен в 1886 году. Первый автомобиль в России появился в 1891 году. В 1896 году на Нижегородской выставке демонстрировался отечественный автомобиль Яковлева-Фрезе. В ХХ век Россия вошла с автомобилями, и весь прошлый век (а тем более нынешний!) невозможно представить без этого вида транспорта.

Колесный тракт Рухлово (ныне Сковородино) — Якут длиной 308 верст был построен в 1916 году Верхне-Амурской золотопромышленной компанией для перевозки золота с Тимптонских приисков (сегодня Нерюнгринский район) Зимой 1924 года была прорублена двухметровая просека от станции Якут до алданских приисков, в то время служившая зимником.

Летом 1925 года начался ремонт дороги до поселка Нагорный, а весной 1926 года – изыскательские работы по определению дороги до Алдана. Вся трасса была разбита на участки длиной по 50-60 километров. Когда в 1926 году образовался поселок Чульман, основой его жизнедеятельности стало создание автопункта по обслуживания автомобилей с подчинением его управлению «АЯМзолототранс», находящемуся в Большом Невере. Первым начальником строительства АЯМа был назначен инженер-путеец И.Н. Пилин. Управление стройки находилось в п. Стрелка Амурской области. Со строительства и ввода в эксплуатацию автодороги от Амура на Якутск началось настоящее развитие Чульмана.

Началом деятельности автомобильного и дорожного хозяйства АЯМа стал 1929 год, когда дорога Большой Невер – Незаметный вступила в строй. В это время на нашу землю пришли первые автомобилисты. В 1929 году в распоряжении «АЯМзолототранса» было пять автомобилей марки «Штейер» грузоподъемностью 2,5 тонны каждый. В 1932 году дорога длиной 728 километров дошла до Томмота. В «АЯМтранс» стали поступать в массовом количестве грузовые автомобили с новых советских автозаводов — АМО, «Брюсинги», «Ярославцы», ЗИС-5».

Автомобили были тихоходны и совершенно не приспособлены для работ в зимних северных условиях. На рейс затрачивали 10-15 дней. Кабины были холодные, некоторые из фанеры. Водители ехали в тулупах, зачастую, включив первую передачу, держась одной рукой за руль, шли рядом с машиной, чтобы согреться. Дорогу расчищали вместе с рабочим, который отправлялся в рейс в одной кабине с водителем. Часто не хватало топлива, масел, запчастей.

Но первые водители АЯМа с честью вынесли эти испытания, обеспечив необходимыми грузами развивающуюся горную промышленность Южной Якутии. История сохранила их имена: Яков Ефимович Паутов, Петр Филиппович Сивец, Петр Иванович Куминов, П.И.Лю, фамилии — Коробейников, Ковальчук, Ананьев, Выборов, Волков, Игнатов.
Одному из автомобилей, на которых начинали первые водители, 9 мая 2020 года был поставлен памятник в Чульмане. Это ГАЗ-АА — советский грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 тонн – так называемая «полуторка».

За основу был взят Форд модели АА образца 1930 года, но советские инженеры подготовили собственные чертежи, пересмотрев конструкцию, узлы, платформу. В отличие от американского прототипа, на ГАЗ-АА были усилены картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр. С 1933 года ГАЗ-АА собирали полностью из советских комплектующих.

К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилась 151 тысяча таких машин. Из них 150 автомобилей прибыло в ряды Вооруженных сил из Чульмана. Чульманские водители уходили на фронт на своих автомобилях, а легендарная «полуторка» стала самым массовым советским автомобилем первой половины XX века. Её можно было встретить на дорогах страны вплоть до конца 1960-х.

Строительство Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса и города Нерюнгри и новых поселков в 70-е годы ХХ века способствовало появлению новых крупных автохозяйств на территории Нерюнгринского района. В составе предприятия «Якутуголь» в 1977 году образовалась автобаза технологического автотранспорта. Её первым директором стал Петр Шиманович Розентуль. В 1980 году была основана Нерюнгринская автобаза, первый директор – Леонид Петрович Баранник.

1 июня 1984 года было создано пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП) города Нерюнгри. Сегодня свои водители-профессионалы есть на каждом нерюнгринском предприятии.
Рядом с нами и сегодня живет один из самых выдающихся профессионалов в сфере автомобильного транспорта нашего района – Виктор Григорьевич Скотаренко. Уроженец города Краматорска Донецкой области, с 1978 года он работает в сфере автомобильного транспорта в Нерюнгринском районе. С 1984 года он возглавляет Нерюнгринское автотранспортное предприятие, ОАО «Сахаавтотранс».

Как бы ни менялось со сменой эпох название предприятия, неизменным в нем уже сорок лет остается фамилия его легендарного руководителя. В течение 22 лет (пять созывов!) Виктор Скотаренко был депутатом Городского Собрания Представителей, Муниципального Совета Нерюнгринского района, Нерюнгринского районного Совета депутатов. Заслуженный работник транспорта Якутии и России, Почетный автотранспортник Якутии и РФ, награжден Знаком отличия «Гражданская доблесть». 24 августа 2010 года Виктору Григорьевичу Скотаренко было присвоено звание Почетного гражданина Нерюнгринского района. Он остается прекрасным примером для многих молодых водителей и автомобилистов.

Труд водителя, тем более в условиях Крайнего Севера, требует особых человеческих качеств. Мужество, спокойствие, терпение, выносливость, иногда – настоящий, без преувеличения, героизм. Работа водителя требует внимательности, умения быстро переключаться, концентрироваться на дороге, быстро оценивать ситуацию, мгновенно принимать решения в стрессовой ситуации. Дорожные условия часто бывают сложными: туман, гололед, ливень, снегопад, зной, плохие или опасные дороги. Нередко в пути требуется самостоятельно ремонтировать автомобиль в экстремальных условиях.

Сегодня мы благодарим водителей-профессионалов, которых в Нерюнгринском районе очень много. Приветствуем автомобилистов-любителей, в том числе представительниц прекрасного пола, которых с каждым годом на дорогах становится больше.

Уважаемые автомобилисты Нерюнгринского района, дорогие земляки!
Разрешите от всей души поздравить с профессиональным праздником водителей, автослесарей, механиков, автолюбителей и всех, кто причастен к этой важной и сложной профессии!
Желаю вам крепкого здоровья и счастья, успехов в работе и мира в доме, семейного и жизненного благополучия. Чтобы вам всегда сопутствовали ровные дороги, зеленый свет светофора, надежный и послушный автомобиль, верные друзья и добрые люди в пути! И, конечно, чтобы дома вас всегда с нетерпением ждали любимые и дорогие вам люди.
С праздником, уважаемые автомобилисты!

Александр КОШУКОВ,
краевед, основатель музея «Мир времени»

Читайте дальше