В ходе историко-краеведческой экспедиции по Нерюнгринскому району, которую организовал краевед и основатель музея «Мир времени» Александр Кошуков, участники побывали во многих, сегодня уже забытых местах, на территории нынешнего поселка Чульман. Эти загадочные и сакральные места проливают новый свет на удивительную историю этого древнего поселения.
Одним из таких мест стало так называемое «китайское кладбище», о котором рассказал житель Чульмана, известный историк и краевед Чингиз Андрющенко. Кладбище заброшено и находится в лесу, достаточно далеко от современного поселка. Задолго до того, как на это место пришла экспедиция Александра Кошукова, здесь побывали нерюнгринские казаки. Они, в свою очередь, узнали о кладбище от своих отцов и дедов. Но почему кладбище называется «китайское»?
В начале ХХ века китайцев в Чульмане было очень много. Они ходили в своих национальных шляпах, имевших коническую форму. Такие головные уборы можно встретить в Китае и сегодня, в основном, на людях старшего поколения. Занимались китайцы, как правило, «темными» для непосвященных делами. Какими же именно?
Официально считается, что Чульман начал строиться только в 20-е годы ХХ века, когда на Алдане открыли крупные золотоносные месторождения, и потребовалась новая хорошая дорога с юга страны к алданскому золоту – будущая Амуро-Якутская магистраль.
На самом деле, дикие старатели и частные артели добывали в этих местах золото, начиная с середины ХIХ века. Как водится, первыми сюда проникли вездесущие гости из соседней Поднебесной империи. И сегодня, 170 лет спустя, можно услышать легенды о том, как, рискуя жизнью и свободой, китайские контрабандисты на верблюдах или другим транспортом везли на север спирт и опиум, а отсюда увозили намытые в ручьях килограммы золота. Если бы тогда здесь нашелся свой Джек Лондон, золотой Чульман был бы известен миру не меньше Клондайка. Но китайцам, алчущим золота, в то время было не до «северных рассказов».
Про верблюдов, которые в то время гордо шествовали с грузами по Якутии – это тоже нисколько не преувеличение. Доказательством тому – уникальный фотоальбом 1928 года выпуска, который хранится в нерюнгринском музее Александра Кошукова.
В этом фотоальбоме есть в буквальном смысле «фоторепортаж» с Алданского тракта. Дорога, которую мы сегодня называем Амуро-Якутской магистралью, тогда только-только строилась. А здесь размещены фотографии зимовий, с которых именно в те годы начинались поселки Южной Якутии. Здесь есть и фото домика дорожного мастера на строящейся Амуро-Якутской дороге, караван верблюдов, идущий по этой дороге до прииска «Незаметный». Верблюды в караване, верблюды крупным планом, покрытые снегом гуляют по морозу и внимательно смотрят на фотографа.
Насчет опиума – тоже не преувеличение. В XIX веке опиум считался не наркотиком, а лекарственным средством. Одна из фотографий в этом альбоме Александра Кошукова так и подписана: «Плантация опиума», на которой труженики-крестьяне бережно ухаживают за маком. Так что «делишки» у китайцев действительно были темные. Сколько золота ушло на верблюдах через прозрачную в то время границу – остается только догадываться.
В самом поселке китайцев тоже обитало немало. Они всерьез считали эту землю своей. В Чульмане и сегодня помнят старого китайца с трудно запоминаемым именем, который каждый год продавал жителям поселка лук. Лука у него было очень много. Как он его выращивал на Севере, китаец держал в строжайшей тайне. Местные жители просили его продать семена. Он соглашался, и семена им продавал. Но ни у кого из чульманцев китайский лук не всходил.
Загадка раскрылась только много лет спустя, когда китайца давно уже не было в поселке. Перед тем, как продавать семена чульманцам, он ошпаривал их кипятком. Ждать всходов после этого было уже бесполезно.
Китайцы как жили в Чульмане, так и умирали здесь. На правом берегу реки Чульман, располагалось место, которое местные старожилы называли «китайский поселок». Ни названию «китайское кладбище», ни самому факту его существования удивляться не приходится. Как рассказал Чингиз Андрющенко, в разное время его называли и «якутское», и «эвенкийское». Почему – не очень понятно. Возможно, что позже там хоронили не только китайцев, но и коренных жителей.
Рассказывают, что на могилах китайцев были очень красивые надгробья. Есть версия, что было несколько могил эвенков, в годы советской власти работавших в местном колхозе. Но потом они были перезахоронены в другом месте, ближе к Иенгре.
Сегодня только по косвенным приметам можно догадаться, что на этом месте было кладбище. Есть остатки земляных холмиков. На выросших деревьях, поднявшиеся на высоту полтора-два метра – остатки креплений от оградок (скобы, порезы стволов). Четыре могилы раскопаны – на их местах остались внушительные ямы.
В Чульмане есть и более современное кладбище, на котором китайцев уже нет, а похоронено немало местных жителей начала и середины ХХ века. На том кладбище, которое остается в черте современного поселка, немало заброшенных могил, на которых выросли большие деревья. Но есть и ухоженные надгробья со свежими цветами, что говорит о том, что и «старое» кладбище Чульмане живет, и по-прежнему нужно людям.
Несколько лет назад Александр Кошуков и его соратники установили крест на заброшенном кладбище в поселке Чульман. Православная традиция говорит о том, что с окончанием похорон совсем не прощаемся с тем, кого любили. Память об усопшем — лучшая дань уважения. На могиле православного человека обязательно должен стоять православный надгробный крест, который напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Крест — это жизнь, наша надежда и спасение, крест — это победа над смертью.
А в самом поселке участники экспедиции нашли место, где когда-то стояли дома, в которых жили геологи — первооткрыватели Нерюнгринского угольного месторождения. В 2017 году в Чульмане был снесен дом на улице Олега Кошевого, в котором жил Лазарь Моисеевич Минкин (1924 — 2003). Человек, открывший угольный пласт «Мощный», жил в этом доме здесь с 1950 по 1960 год. Чуть раньше в Чульмане снесли дом на той же улице Олег Кошевого, где жила Галина Юрьевна Лагздина (1926 – 2011). В 1951 году при ведении съемочных работ ею был открыт пласт «Пятиметровый» Нерюнгринского угольного месторождения. Благодаря этому открытию, в 1952 году начал строиться поселок Нирунгра – будущий город Нерюнгри.
Вся «советская» история Чульмана не менее интересна, чем «китайская». Чульман был не только районным центром (с 1941 по 1963 год), но и главным транспортным узлом Южной Якутии. С юга на север здесь шла Амуро-Якутская магистраль, которой приходилось преодолевать сотни больших и маленьких рек и речушек.
Мосты через реку Чульман – это отдельная приключенческая история. Достаточно сказать, что несколько раз их смывало наводнениями. Но следы от старых мостов и переправ остались. Об этом – в следующий раз.
(продолжение следует)
Зоя Романова