Все постановления, все решения сессий депутатов всех уровней в обязательном порядке должны публиковаться в официальных источниках. Но на сайте администрации мы нашли не все документы. С этим вопросом мы обратились к председателю Нерюнгринского городского Совета Юлии Гнилицкой.
Юлия Борисовна, последняя сессия Нерюнгринского городского Совета состоялась еще в апреле, однако на официальном сайте до сих пор не опубликованы решения депутатов. С чем это связано?
— Городская администрация в корне не согласна с теми решениями, которые были приняты большинством голосов депутатов.
С какими именно?
— Начнем с того, что на протяжении многих лет городской Совет работал с администрацией города Нерюнгри в рамках двустороннего Соглашения. То есть все депутаты работали на безвозмездной основе, и Совет не имел штата сотрудников при условии, что администрация города Нерюнгри будет обеспечивать деятельность Совета депутатов.
Но действующий глава города не захотел работать по такому принципу, ссылаясь на то, что это Соглашение не имеет правовой основы. С приходом нового главы сотрудники администрации работали с городским Советом только по договорам ГПХ, хотя по Соглашению это должно быть на безвозмездной основе. Но и здесь возникли трудности, связанные с тем, что дважды договоры с секретарем расторгались по инициативе сотрудников администрации в связи с большим объемом работы в Совете депутатов.
Депутаты на сессии приняли решение ввести в штат Совета депутатов секретаря на постоянной основе для обеспечения бесперебойной и стабильной работы депутатского корпуса. Но это решение было блокировано главой города.
У Совета нет в настоящий момент даже своего угла. И тот зал, который прежде был выделен для депутатского корпуса, мы вынуждены занимать после письменного согласования с администрацией.
Еще в феврале прошлого года я писала обращение в администрацию о том, что Совет нуждается в отдельном помещении. Во-первых, негде хранить документацию. Во-вторых, негде принимать наших граждан.
И это вызвало недовольство администрации?
— Лишь 13 мая 2024 года, спустя год на мое имя как председателя городского Совета поступило письмо за подписью исполняющего обязанности главы города Александра Михайловича Пьянникова о том, что муниципалитет готов предоставить нам помещение по Южно-Якутской, 22. Мы, депутаты, его еще не видели. В этом же письме подчеркивается, что депутаты действуют исключительно в своих интересах и необоснованно расходуют бюджет. На самом же деле, если бы администрация действовала в рамках многолетнего Соглашения о взаимодействии, дополнительных расходов местного бюджета не потребовалось бы.
Еще раз подчеркну, что администрация, к нашему большому сожалению, не желает договариваться с нами, забывая о том, что Совет депутатов и контрольно-счетный орган также входят в состав органов местного самоуправления, и в бюджете города Нерюнгри предусматриваются средства для всех органов местного самоуправления.
Должность секретаря – единственный камень преткновения?
— Нет. На последней сессии большинством голосов депутаты решили внести изменения в структуру контрольно-счетного органа.
С чем это связано?
— Для усиления эффективности работы контрольного органа. КСО – это единственная возможность депутатов осуществлять контроль и иметь достоверную информацию о целевом расходовании бюджетных средств.
Руководством страны и республики неоднократно подчеркивалась важность усиления работы контрольных органов.
В 2023 году мы направили в адрес председателя КСО письмо о проведении проверки по реализации программы «1000 дворов».
У нас тогда возникло немало вопросов, ведь работы по 4 дворам так и не были выполнены. Никакой информации нам так и не предоставили. Не предоставили информации и по другим запрашиваемым нами проверкам: по договорам ГПХ, по соответствию занимаемых должностей.
В соответствии с планом проверок на I квартал 2024 года КСО направил в администрацию уведомления о проведении проверки деятельности АО «НИКА» и, собственно, самой администрации. Однако вновь получили отказ со ссылкой на защиту персональных данных и превышения полномочий контрольно-счетного органа в нарушение Федерального закона «О контрольно-счетных органах субъектов и муниципальных образований», который дает КСО широкие полномочия.
В связи с этим депутатский корпус был вынуждены обратиться в прокуратуру. Ведь КСО – это орган, который осуществляет внешнюю аудиторскую проверку финансовой деятельности администрации, а значит, по закону должен иметь доступ к любым документам.
В настоящий момент разбирательство не окончено, но прокуратура уже внесла представление о нарушении бюджетного законодательства и федерального закона об организации деятельности контрольно-счетного органа главе администрации и АО «НИКА».
Честно говоря, складывается ощущение, что сотрудникам администрации проще заплатить административный штраф за непредоставление документов, чем допустить аудиторов к проверке целевого расходования средств местного бюджета. Почему-то в этом они не усматривают лишнюю нагрузку на бюджет. И теперь КСО будет истребовать документы через суд. Это нонсенс!
Иными словами, депутаты решили усилить КСО?
— Именно так. КСО подконтролен городскому Совету депутатов и его главная функция – контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и муниципального имущества. На 13-й сессии большинством голосов депутаты изменили структуру и штат КСО, не увеличивая численность сотрудников. Причем эти решения принимались в рамках действующего законодательства.
Но впервые за существование органов местного самоуправления глава города не подписал решения депутатов и не опубликовал на официальном сайте Нерюнгринской городской администрации. По решению Совета «О назначении на должность заместителя председателя КСО» администрация города не согласилась и с этим решением депутатов и даже подала иск в суд о признании его недействительным. То есть исполнительная власть подала в суд на представительную власть. И это тоже нонсенс!
На данный момент сложно говорить о конструктивной работе органов местного самоуправления и о продуктивном взаимодействии администрации и депутатского корпуса. Мы будем заниматься судебными разбирательствами, нести дополнительные финансовые расходы, заниматься бумажной волокитой вместо того, чтобы работать сообща на благо нерюнгринцев, наших избирателей.
И у депутатов возникает резонный вопрос, почему городская администрация настолько против усиления КСО? Ответа пока мы не находим.
Абсурдность ситуации заключается в том, что на этой же сессии были внесены изменения в расходную часть бюджета, которые предусматривают расходы и на КСО, и на секретаря Совета депутатов. То есть деньги есть, а нормативную базу, предусматривающую организацию деятельности Совета депутатов и КСО, глава отклонил, проявив тем самым своё неуважение к проделанной работе депутатов и принятым большинством голосов решений представителей народа.
Юлия Борисовна, како-вы Ваши прогнозы развития ситуации?
— Сейчас сложно сказать. Безусловно, я считаю, что депутатский корпус должен иметь доступ к рабочим документам администрации, что КСО имеет право запрашивать информацию, что глава города должен отчитываться перед нами, как это предписывает федеральное законодательство. Однако в настоящий момент со стороны администрации мы наблюдаем лишь противодействие и нежелание идти на диалог.
Аксинья Луценко