Нерюнгри из кабины самолёта

Газета «Индустрия Севера» поговорила с Кареном Новицким – пилотом авиакомпании, совершающей регулярные рейсы в столицу Южной Якутии, известным авиа-блогером, который рассказывает широкой аудитории о своей работе. На Карена в соцсетях суммарно подписано 500 тысяч человек. Именно он автор видео посадки самолёта в аэропорту Нерюнгри 5 февраля этого года. Рейс был эстафетный — это значит, что экипаж остаётся в месте прилёта на один или несколько дней, так как после длительного рейса им необходим отдых. Такая «эстафета» дала возможность связаться с Кареном и пригласить его к нам в редакцию. Поговорили о профессии, новом терминале нерюнгринского аэропорта, о боязни авиаперелетов.

Карен, рады приветствовать вас на нерюнгринской земле. Уже бывали в нашем городе?

— Да, первый раз был летом прошлого года, и теперь вот в феврале.

Так у Вас есть возможность сравнить наш аэропорт до и после.

— Есть (смеётся). Летом мы видели, что строится новый терминал, но выходили через старый. Я сначала подумал, что это ангар для техники, но больше впечатлил ваш барабан для багажа – я такого никогда раньше не видел. Сейчас терминал стал очень достойным: современный, удобный. Понятно, что он ещё «сыроват», но это дело времени. Главное – уже сделано.

Нерюнгринцы сейчас гордятся своим аэропортом – самим комфортно пользоваться и другим не стыдно показать.

— Он, действительно, на достойном уровне. Мне есть с чем сравнить. А взлётно-посадочная полоса – просто супер. На некоторых аэродромах садишься и едешь как по кочкам, машину даже жалко, а тут всё ровно, чётко, хороший перрон. Мне нравится, молодцы.

Карен, в каком возрасте Вы захотели стать пилотом?

— Мечтал с детства. В семь лет мы с родителями полетели на самолёте в Москву из Сочи, откуда я родом. Я увидел из иллюминатора, как солнце отражалось в реке – это был Дон. Зрелище великолепное! Ещё мы летели относительно невысоко на ТУ-154, и над нами было не синее небо, как обычно, а чёрное, и мне казалось, что я почти в космосе. После этого полёта заявил родителям, что буду пилотом. Мои слова всерьёз не восприняли – мало ли кто и о чём в детстве мечтает. Потом всю школу я рисовал на листочках самолётики, ездил с дедушкой в Сочинский аэропорт, садился под дерево и смотрел как садятся самолёты. Я горел своей мечтой, и, конечно, после школы у меня была одна дорога – в авиацию. Поступил в Рязанское лётное училище гражданской авиации.

Помните свой первый самостоятельный полёт?

— Первый полёт совершил в училище, где летали на ЯК-18Т и АН-2, в простонародье «кукурузники». Я очень ждал этого момента, но сначала нужно было на отлично освоить и выучить много информации об устройстве судна, правилах эксплуатации и авиационной медицине и ещё много всего разного. Все учебные заведения, первое, на что делают упор – это теоретические знания. Пилот должен чётко знать, что и в каких ситуациях делать с воздушным судном.


У меня на Ютубе есть видео моего первого самостоятельного полёта. Я там так сильно держу штурвал, что костяшки на руках побелели, как будто этим штурвалом удерживаю самолёт в воздухе. Инструктор успокаивает: «Расслабься, он сам летит, ты его только направляешь». Первый полёт ты просто летишь, потом дают взлететь, потом – совершить посадку. Все поэтапно. За руль машины тоже в первый раз страшно садиться – с самолётом также.
Сейчас я уже шесть лет работаю вторым пилотом в большой российской авиакомпании и летаю на аэробусе А321.

Как началась история вашего блога @KaReNPiLoT?

— Снимать и выкладывать ролики в соцсети я начал с самого начала. Первое время подписчиков было мало, но они проявляли себя активно – задавали много вопросов, интересовались буквально каждым действием пилота во время выполнения рейса, самим самолётом. Я начал одну тему затрагивать, потом другую, чаще короткие видео выкладывать, и блог стал расти. Веду свои соцсети сам: отвечаю на комментарии, монтирую, выкладываю. Особенно сложно после длительных рейсов. Стараюсь всё делать быстро в автобусе, когда еду из аэропорта отдыхать. Про Нерюнгри видео тоже выложил по дороге в гостиницу.
У меня есть помощник только для записи на консультации по аэрофобии.

Аэрофобия – это страх летать на различных видах воздушного транспорта. Много людей ей подвержены?

— Статистики такой у меня нет, но ко мне с вопросами люди обращаются довольно часто. Они хотят лично поговорит с настоящим пилотом, чтобы развеять свои страхи. Спрашивают о безопасности полётов, просят опровергнуть или подтвердить какие-то мифы, разъяснить причины крушений самолетов в телевизионных новостях или даже из кинофильмов, спрашивают о турбулентности и воздушных ямах.
Люди писали, что мои рассказы помогают им справится с фобией. В один момент запросов обсудить именно частные проблемы стало так много, что решил их упорядочить и начал давать консультации.
Люди должны знать, что все внештатные ситуации мы отрабатываем многократно на тренажёрах по самым разным сценариям, каждые шесть месяцев: пожары, отказ двигателей, разгерметизация на верху и так далее.
Не упадём! Мы обо всем подумали заранее: рассчитали, запрограммировали, сто раз проверили и перепроверили.
Перед рейсом пока мы не убедимся, что сможем выполнить полёт из пункта А в пункт Б безопасно, тем более, что мы каждый раз учитываем наихудший вариант полёта (по погоде, при техническом состоянии, при отказе двигателя), мы не поднимемся в воздух.

А как Вы сами чувствуете себя в роли пассажира самолета?

— Очень спокойно, обычно сплю. Моя авиакомпания, не моя авиакомпания – не важно. Я точно знаю, что самолётом управляют профессионалы, которые знают, что, как и когда делать. Подойти к пилоту и сказать: «Ну кто так водит?!» — желания ни разу не было.

Карен, спасибо за беседу. Ваши пожелания нерюнгринцам.

— Любить свой город, стараться его развивать, уделять внимание и ему, и своим близким в равной степени. Ну и, конечно, чаще и с удовольствием летать!

 

Оксана Шевчук

Читайте дальше