Юрий Кадряев приехал на великую стройку в город Нерюнгри прямиком из рядов Советской армии по комсомольской путевке. Командир части вручил этот судьбоносный документ пятерым демобилизованным солдатам-комсомольцам. Офицер наставлял так, чтобы на новом месте трудились также хорошо, как служили в Забайкальском военном округе, в городе Борзя. Не заезжая домой в город Саратов, сержант Кадряев прочно и надолго ступил на северную землю. Было это 4 ноября 1980 года, накануне первого пятилетнего юбилея города Нерюнгри, который стал его судьбой. Это сейчас Юрий водитель первого класса, уважаемый в ПАТП человек, бригадир водителей автобусов, а тогда его профессия была газоэлектросварщик, чем первоклассный водитель гордится до сегодняшних дней.
Бригада Бастера
Переезд в Нерюнгри – это незабываемая, замечательная строка в трудовой биографии Юрия Кадряева. Молодого улыбчивого парня с удовольствием устроили в коллектив знаменитого на стройке бригадира комплексной бригады Владимира Бастера. Устроили в общежитие, выдали спецодежду. Трудись, парень!
Работали в те годы круглосуточно, с большим энтузиазмом, понимали, что нужно срочно строить качественное жильё. Бригада начинала строить девятиэтажные дома с нулевых фундаментов. Сварочных работ на объектах было много. Юрий вспоминает, что некогда было даже сварочную маску снять и голову поднять. Одним из первых монтажники освоили строительство панельных домов с сухим стыком. Это девятиэтажки по улице Карла Маркса и Кравченко (тогда последняя называлась улицей Молодёжной). Были и трудовые подвиги — в сутки поднимался дом на полный этаж. Работали дружно. В первый отпуск поехал наш труженик только через три года, а в общей сложности родителей не видел пять лет. Трогательная была встреча с комком в горле и со слезами матери.
Из сварщика в водители
После отпуска Юрий вновь работал на стройке, и так одиннадцать лет. Но когда смотреть только на сверкающие искры горящего металла наскучило, захотел посмотреть на Якутию из окна автомобиля. Поступил в школу ДОСААФ, выучился на водителя. В 1992 году скинул строитель Кадряев сварочную робу и маску и сел за баранку автомобиля. Мир засверкал другими красками. Работал сначала за рулём легковых автомобилей, всё в том же комбинате «Якутуглестрой», возил руководителей ЯУСа. Трудился так, что в 1999 году наградили медалью «Трудовая слава 3 степени». В том же году дисциплинированного водителя пригласили в пасса-жирское предприятие (ПАТП).
Свой первый рейс на автобусе КАВЗ осуществил в праздничный день автомобилистов, развозил дежурных слесарей по объектам в посёлки Серебряный Бор и Беркакит, в старый город Нерюнгри. Затем поэтапно с набором водительского опыта трудился на городских маршрутах. Когда директор ПАТП Виктор Скотаренко предложил ра-ботать на пригородных маршрутах, понял, что это его дороги.
На автотрассах: Нерюнгри-Иенгра-Золотинка, посёлок Нагорный отработал больше восьми лет. Многих пассажиров с этих посёлков узнавал в лицо, при встречах здоровались. Жители этих деревень искренне благодарили Юрия за хорошую поездку. Это, пожалуй, самая лучшая награда за работу.
Были специальные рейсы в Амурскую область, Тынду, поездки по Якутии. На автобусах ЛАЗ возили делегации из города Нерюнгри в дальние улусы на празднование летних и зимних праздников.
Будни водителя
Были интересные случаи. Однажды по дороге в Тынду вышел медведь на обочину, Юрий притормозил, чтобы рассмотреть таёжного пешехода. Этого хватило, чтобы потом косолапый больше двух километров бежал рядом с автобусом с непонятными намерениями. Выходили на дорогу и зайцы, и лисы, и олени. Всё-таки наша Якутия — это таёжный край.
Добрым словом Юрий вспоминает своего боевого напарника Вячеслава Рудакова. С этим надёжным человеком, настоящим товарищем, они отработали на одном автобусе больше десяти лет на 101 маршруте «Нерюнгри – аэропорт Чульман».
В наше время все водители, но не все профессионалы, об этом знает каждый водитель и автослесарь ПАТП. В дождь, в снегопад, в гололёд нужно ехать. Порой бывает очень сложно, ведь ответственность огромная. За спиной бывает до сорока пассажиров, и все они тоже едут по своим делам: на учебу, работу, в больницу, на рейс самолета. От города до аэропорта с названием Нерюнгри время в пути составляет 1 час 40 минут с остановками. Маршрут ежедневный.
Первый рейс в 5.00 утра от остановки «Кассы аэрофлота». Бывает всего один пассажир, но ведь он тоже куда-то спешит по неотложным делам, значит надо ехать. На автобусных остановках подсаживаются ещё люди, поездка становится веселее.
Наставник и пример
На вопрос, есть ли у нашего героя увлечения, собеседник без раздумий ответил: «Автомобили и работа. Любимая работа — это и мечты, и радость каждого дня, и даже отдых». В этом году коллектив ПАТП избрал Юрия бригадиром водителей автобусов. Хлопот прибавилось. Нужно следить за состоянием не только своего автомобиля, но быть ответственным за техническое состояние других автобусов. Прибавилось множество чисто житейских вопросов. Бывает надо подменить уставшего или заболевшего водителя. Все мы люди, у каждого что-то случается и нужно помогать.
Наставником быть совсем не просто, все водители, особенно молодые, хотят работать на новой технике, а где новых автобусов наберешься?! Руководство предприятия, конечно, заботится об обновлении парка, но ведь и самим водителям нужно бережно относиться к вверенному транспорту. Приходится убеждать, что придёт время, и все поедут на новых автобусах, надо только подождать.
В ноябре 2023 года исполняется городу Нерюнгри 48 лет. И вот уже 43 года как живет на нерюнгринской земле весёлый энергичный и трудолюбивый нерюнгринец, который знает все местные дороги наизусть. И все у него в полном порядке — на работе и в семье, где ждут с работы любимая жена и два взрослых сына.
Юрий Коковин, фото автора