24 декабря обновленная воздушная гавань Нерюнгринского района приняла первые рейсы. Журналист «Индустрии Севера» поговорила с пассажирами о первых впечатлениях и с директором аэропорта.
Воскресенье. Стрелка часов приближается к половине девятого утра, а мы с коллегами-телевизионщиками направляемся к аэровокзальному комплексу Нерюнгри. На фоне темно-синего неба, которое только начинает светлеть, новое здание смотрится по- особенному привлекательно и ярко. Буквы с подсветкой, панорамные окна, огни фар машин на парковке создают ощущение присутствия, как будто мы и не в Нерюнгри. В реальности получилось лучше, чем на проекте, и к такой картинке нужно будет ещё привыкать. Давайте откровенно, старое здание, получившее в народе пренебрежительное звание «ангар», особым стилем не отличалось.
Зона вылета и выход на посадку
На первом этаже нового терминала оборудована зона вылета — светлое, просторное пространство. Здесь также размещены 5 стоек регистрации, пункты предварительного контроля, камеры хранения, которых, к слову, в старом аэровокзале не было, административные и иные помещения.
Людей довольно много. Прилетел борт из Новосибирска, а также проходили регистрацию те, кто на этом самолёте решил добраться до административного центра Сибирского федерального округа.
Этот рейс стал вторым в тот день. Звание первооткрывателя полностью реконструированного аэропорта досталось борту из Якутска авиакомпании «Якутия» вместимостью 103 кресла и его пассажирам, прилетевшим в семь утра.
Первооткрывателями назвали себя и две улыбчивые молодые студентки Алина и Вероника, которые прилетели из Новосибирска на каникулы. Девушки не знали о том, что по прилёту в Нерюнгри их встретит новый аэровокзальный комплекс.
«Мы счастливы, что наконец-то в нашем городе появился цивилизованный аэропорт, куда комфортно прилетать и откуда не менее комфортно будет улетать», — поделились они.
Сюрпризом стал вылет из нового терминала и для артиста из Новокузнецка Никиты Журавлева, который первый раз прибыл в Нерюнгри. Он ещё вчера с командой прилетел в старое здание, а улетает уже из нового. «Понятно, что старый вокзал не отвечал современным стандартам авиаперевозки, а новый – отличный, тёплый, комфортный. Для небольшого промышленного города, мне кажется, вполне достойный вариант. Ещё бы эскалатор пустили, было бы вообще здорово», — сказал нерюнгринский гость, ожидая своей регистрации на новосибирский рейс.
А говорил он об эскалаторе, который ведёт на второй этаж. Пока эскалатор работает в тестовом режиме, и некоторым пассажирам удаётся на нём подняться на этаж выше. Там находятся зона ожидания, комната матери и ребенка, технические помещения и выход на посадку.
Здесь в зале ожидания пассажир Елена Белякова, которая довольно часто летает в Нерюнгри из Сочи по работе отметила, что стало намного свободнее и комфортнее. На провокационный вопрос, можно ли наш аэропорт сравнить с сочинским, улыбнулась, сказав: «У Нерюнгринского всё впереди, главное, что большое начало уже положено».
Нерюнгринку Светлану Черепанову с вопросом об аэропорте остановили буквально у выхода в зону посадки. Она с семьей новосибирским рейсом летит на Новый год к дочери. «Уверена, что жители города и его гости оценят новый уровень комфорта нашего аэропорта. И общее мнение от Нерюнгри будет лучше, так как положительное впечатление, особенно первое, будут создавать именно наши улучшенные воздушные ворота», — не сомневается она.
Конечно, не обошлось без альтернативных суждений, как от некоторых пассажиров, так и от комментаторов в соцсетях: «Немного другого ожидали», «Нет телескопического трапа», «Какой-то маленький», «В других городах круче».
На мой же взгляд, данные суждения наивны или слишком требовательны. Для промышленного района, где общая численность населения не дотягивает до 100 тысяч человек, а авиасообщение осуществляется только с семью городами: Москвой, Новосибирском, Красноярском, Иркутском, Хабаровском, Владивостоком и Якутском, причём рейсы не каждый день, то этот аэропорт даже очень хорош.
Стерильная зона
Без посещения стерильной зоны аэропорта – зоны между пунктом предполётного досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется, представление о новом аэровокзальном комплексе Нерюнгри было бы не полным. Попасть туда без посадочного талона простому обывателю невозможно, в том числе и журналистам, несмотря на имеющуюся аккредитацию и удостоверения.
Идём за помощью к директору аэропорта Бэлигтэ Дашидоржиеву, который в этот воскресный день тоже на боевом посту. Он на первом этаже что-то обсуждает с подчинёнными, и видно, что очень занят. Трудится Бэлигтэ Чимитович в авиации 33 года – приехал по распределению после окончания Иркутского лётного училища гражданской авиации, аэропорт Нерюнгри возглавляет с 2021 года.
Понимая общественную значимость запуска долгожданного объекта, откладывает дела и уделяет нам время. Возвращаемся к выходу на посадку и ждём, пока не пройдёт последний пассажир. Потом в сопровождении директора и представителя службы авиационной безопасности заходим в пункт предполетного досмотра. Нас проверяют через металлоискатели, вещи пропускают через рентген, и вот мы в большом пустом зале. Пассажиры уже пошли к самолёту. На само поле нам выйти не разрешили.
Реконструкция в цифрах
Располагаемся напротив панорамных окон зала ожидания в зоне выхода на посадку, через которые отлично видно взлётно-посадочную полосу. Принято решение «проводить» самолёт, и между делом узнать больше о новом аэропорте.
Здесь сразу внесём терминологическую ясность: аэропорт — это аэродром и аэровокзал вместе, в свою очередь, аэровокзал — это терминал (здание), где обслуживают пассажиров, аэродром — территория, где двигаются самолеты (взлётно-посадочная полоса, рулёжки и перрон).
Строительство служебно-пассажирского здания аэропорта Нерюнгри (другими словами терминала, аэровокзала) проведено в рамках национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», инициированного Владимиром Путиным. Работы проведены по непосредственному заказу Росавиации, а строительство велось компанией «СтройДорСервис». Бэлигтэ Дашидоржиев особо поблагодарил за реконструкцию аэропорта Министерство транспорта РФ, федеральное агентство воздушного транспорта, генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» Вадима Волкова, генерального директора ООО «СтройДорСервис» Василия Суховерхова.
Стоимость реконструкции всего аэропорта составила почти 10 млрд рублей. Началась она в 2019 году с параллельного выполнения множества работ. В 2021 году была завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы, протяженность которой составляет 3,6 тыс. метров, ширина 45 метров. Сейчас она может осуществлять прием и выпуск всех современных типов воздушных судов. Вмещает 12 стоянок для воздушных судов и вертолётов.
Полностью завершение реконструкции аэропорта, финалом которого должен был стать новый аэровокзал, планировался на 2022 год, но сроки в силу разных причин несколько раз сдвигались. Это вызывало от горожан и гостей Нерюнгри справедливо-нетерпеливые замечания: «Ну, когда же уже? Когда?». Устали все летать через старый аэровокзал с пропускной способностью 100 человек в час, который располагался в приспособленном здании 1987 года постройки. Зато теперь, со строительством нового здания пропускная способность выросла в три раза до 300 человек в час.
Большое красивое здание — эта лишь малая, видимая пассажирам часть того, что сделано. На территории аэропорта также построены аварийно-спасательная станция, контрольно-пропускной пункт, склад горюче-смазочных материалов, станция водоподготовки.
Также установлена, что для Нерюнгри ноу-хау, автоматическая ленточная система обработки багажа. У каждой стойки регистрации теперь есть взвешивающие ленточные конвейеры, которые передают автоматически данные о массе багажа на индикатор стойки регистрации и компьютер сотрудника аэропорта. Раньше взвешивали багаж на напольных весах. Помимо этого, установлена багажная карусель в зале прилёта.
Обслуживает аэропорт в Нерюнгри 210 человек разных специальностей или 14 различных служб. В новый аэровокзал уже переехали служба организации перевозок, служба авиационной безопасности, здравпункт, уборщики производственных помещений, участок наземного обслуживания воздушных судов – словом те, кто непосредственно встречают самолёты и отправляют в полёт.
Новое служебно-пассажирское здание, кроме радости и удовлетворения, которую коллектив не скрывает, принесло свои сложности в работе. Необходимо очень оперативно перестраивать отлаженную годами и ориентированную на старое здание технологическую цепочку, менять дорожные карты, увеличивать штат сотрудников, так как в разы увеличилась площадь аэропорта из-за аэровокзала.
«Поле чудес» и проблемные пассажиры
Не могу не задать вопрос нерюнгринцев, который часто мелькает в соцсетях. Что будет со старым багажным барабаном, который называют «Поле чудес»? Предлагают даже сделать из него арт-объект.
«Мы как раз это и планируем в летний период. Хотим на привокзальной площади установить самолёт ЯК-40, который убрали из-за строительства, а из морально устаревшей багажной карусели сделать арт-объект. Старое здание переоборудуем в грузовой склад, так как количество грузов, проходящих через наш аэропорт, постоянно увеличивается, и банально не хватает места. Также в планах разобрать и убрать с территории аэропорта недостроенное пятиэтажное здание, в котором планировалась гостиница. А до лета много работы предстоит по налаживанию инфраструктуры аэровокзала: закончим ремонт в приорити-зоне, будут организованы две столовые – одна в зоне вылета, другая – в зоне прилёта, торговые киоски. И тогда будет уже законченный, обжитой вид», — делится планами директор аэропорта.
Тем временем на парковке для судов заканчивает последние приготовления перед полётом самолёт. Наши взгляды устремлены на него.
«А часто попадаются проблемные пассажиры? Снимаете их с рейса?», – любопытствую я, представляя пассажиров этого самолёта, которые уже наверняка привели спинки кресел в вертикальное положение и пристегнули ремни.
«Культура пассажиров нашего аэропорта высокая, но все же случаются исключения, но, правда, редко. Обычно нарушители — вахтовые работники, возвращающиеся домой. Опьяненные «свободой» начинают шумно себя вести и мешать другим пассажирам. Согласно правилам воздушных перевозок снять с рейса их имеет право только командир воздушного судна, так как члены экипажа несут ответственность за то, чтобы полет прошел комфортно для всех пассажиров. Проблем с запрещенными грузами не бывает – очень хорошо работает специализированное оборудование и инспекторы службы авиационной безопасности. Все отсекается в период досмотра», — ответил Бэлигтэ Дашидоржиев.
Беседа плавно завершается, а зелёный авиалайнер выходит на рулёжную дорожку, набирает скорость, и поднимается в воздух, скрываясь за горизонтом. Счастливого пути! А нам счастливо оставаться! Тем более с таким замечательным аэровокзальным комплексом, который днём не менее прекрасен, чем утром на фоне темно-синего неба.
Для справки:
Площадь аэропорта Нерюнгри составляет 9 тысяч кв. м. Это двухэтажный терминал, рассчитанный на обслуживание 300 человек в час. На первом этаже терминала оборудована зона вылета, размещены стойки регистрации, пункты предварительного контроля, камеры хранения, административные и иные помещения. На втором этаже находятся зона ожидания для пассажиров, столовая, комната матери и ребенка и технические помещения. Проектом предусмотрено и создание комфортных условий для маломобильных групп населения.
Оксана Шевчук
Фото: Роман Зарышнюк