Один день на границе Республики Саха

    1. Граница Республики Саха и Амурской области — одна из самых высоких сопок на федеральной трассе «А 360-Лена» от города Тында до нашего Нерюнгри. Место в ненастный день суровое и, напротив, очень привлекательное в летнюю тёплую погоду. Знаковое место обозначено не только географически, но отмечено точкой, установленной 6 ноября 2022 года 12-метровой стелой Саха Сирэ Якутия.

Пограничная стела придает федеральной автодороге особое знаковое значение. Пятьдесят процентов, а может и больше проезжающих мимо автомобилей, притормаживают на асфальтированной стоянке, снимают памятные фото, делают передышку от утомительной дороги, бросают монетки и что-нибудь из сладостей. Кто бы ни останавливался, уверен, что занятой водитель сделал своё селфи раньше или очень спешит по срочным делам.

Раннее июньское утро. Сначала спускаюсь пешком вниз по асфальтовой дорожке в окружении кедрового стланика и лиственниц к обустроенному месту с полувековой историей. Обозначена территория двумя бетонными столбами сэрге (коновязью), чуть выше установлены металлические плакаты на железных трубах. Покрытые ржавчиной стенды сохранили надписи: какие предприятия своим героическим трудом рассекли железнодорожным полотном Становой хребет. Можно прочитать о бригадах, которые строили железную дорогу под названием Малый БАМ.

Со смотровой площадки видна ленточка железной дороги, уходящая далеко в безбрежную даль, железнодорожный разъезд домик дежурного по станции. Два станционных пути, трудится буровой станок, ведутся земляные работы по расширению разъезда. Необходимость второй железнодорожной ветки пути в северные районы возникла давно. Значит когда-то в семидесятых годах было всё сделано правильно. Дорога живёт и трудится.

По рельсам довольно часто проходят груженые составы, идущие на север с оборудованием, техникой, строительными материалами, а в южном направлении пыхтят тепловозы с гружеными вагонами нерюнгринского угля. Глазами видишь лишь небольшой участок трудовой дороги, остальной рельсовый путь прячется в окружении вековой тайги.

Локомотивные гудки и перестук колес ещё несколько минут слышишь, и понимаешь, что северная ветка БАМа вот уже почти пятьдесят лет трудится на пользу России. Присмотревшись к колоннам, исписанным сегодняшними летописцами, резюмирую, что люди своими надписями оставили «заметный» след в освоении Якутии. Удивительно, как серьёзно готовятся люди, везут с собой краски, фломастеры, чтобы именно на этом памятнике строителям БАМа оставить свой незаменимый автограф. Очень даже занятно.

От исторической, постепенно зарастающей кустами площадки, возвращаюсь обратно к современной и очень красивой народной стеле. Ставлю автомобиль с краю парковки, чтобы не мешать и не смущать автопутешественников. Приготовился терпеливо ждать прихода медведя, который вот уже неделю будоражит социальные сети своими визитами на это место. Июньский день разгорается как по заказу: тепло, солнечно, тихо. Можно погулять по площадке, оглядеть весь придорожный культурный комплекс, посмотреть прикрученную к стенду прекрасно сработанную из металла карту нашей Республики Саха.

Глядя на карту, в тысячный раз удивиться, какая огромная и малозаселённая территория лежит за этой символической границей. Прочитал фамилии людей, работающих на этом сооружении, и спонсоров данного сооружения. Запрокинув голову, можно увидеть на острие столба в синем небе герб Якутии со сказочным конём. Окружающие стоянку деревья обвязаны цветными ленточками, особенно много этого наряда уместил на своём стволе и ветках одинокий тополь. Сомневаюсь, что делают этот обряд современные путешественники сознательно. Людей здесь останавливается очень много. Проезжающие якутяне останавливаясь, приветливо здороваются, и понимают, почему я здесь нахожусь с фотокамерой наготове. Желают фотоохотнику удачи.

Не более десяти минут сегодня пустует площадка, в эти тихие переменки прилетают два диких голубя-горлицы. В синем небе с криками режут воздух своими крыльями сизые чайки, высматривая уложенные для духов тайги лепёшки. С полдюжины шустрых бурундуков своей весёлой беготнёй скрашивают поклонное место. С оглядкой пробежала в летнем скромном костюме худющая лисица. Приходила за привычным десертом станционная собака.

Удивительное и нескучное место. На минутку представил, кто здесь из таёжных обитателей бродит, когда ночью смолкает гул автомобилей, ведь в темноте зверьё ведёт себя смелее. Пока я ждал таёжного гостя, осмотрел в окружении тайги синеющие дали, дорожку, обросшую жёлтыми одуванчиками, сосчитал, загибая пальцы на руках, сколько лет жизни мне накуковала кукушка, и с удовлетворением отметил, что пальцев на руках не хватило. Состоялся десяток удивительных встреч со знакомыми водителями-дальнобойщиками и мотоциклистами-байкерами, что приятно вспомнить.

Четырнадцать часов терпеливого ожидания, и наконец мелькнула на дорожке бурая фигура зверя. Бойко бежит по дорожке из леса возмущённый мужчина, оглядывается, ругается, а за ним, как собака, несётся некрупный медведь.

Волнительные и незабываемые минуты. На стоянке полно свидетелей этой пробежки, которые дежурят с мобильными телефонами. Всем даже весело, и они фотографируют происходящее. Увидев толпу людей, медведь притормозил, дал мужчине добежать и сесть в кабину машины и отдышаться.

Важной походкой лесной гость прошёл рядом с надписью Саха Сирэ. Не скрываю, что за этой фотографией я и приехал. Не обращая внимания на восторженные голоса людей, собрал благословенные угощения: якутские оладьи, печенье и конфеты, понюхал брошенные к пьедесталу монетки.

В поисках сладостей заглянул во все потайные уголки монумента. Как потом выяснилось, мишкина цель была мусорный бак объёмом больше куба, наполненный доверху бытовыми отходами. Бак установлен на обочине дороги рядом со стоянкой. Мусорная посудина как индикатор посещения в данном месте мохнатого пакостника. Если бак полон и не перевернут, значит в округе нет медведей, если лежит на боку и мешки с мусором раскиданы, путник, держи ухо востро!

Таёжный гость оказался небольшим, возраст примерно 2,5 года, про таких специалисты говорят пестун. Но даже этот подросток-пестун легко, без подготовки, перевернул железную посудину в центнер весом. Ни минуты на раздумья, тут же он принялся сортировать содержимое пакетов со знанием дела, будто всю свою медвежью жизнь только этим и занимался. Обнаружив пакеты с пищевыми остатками, медведь с усердием начал облизывать пластиковые чашки и стаканы. Чавкать остатками пирожков и хлеба.

Раскусил пластиковую посудину так, что было слышно на расстоянии пятнадцати метров. Своим старанием таёжный зверь разворошил весь сложенный в ящике мусор, извлёк из бака много остатков деликатесов, ведь таких в дикой тайге не бывает. Для медведя, отведавшего сладкий пирожок, такие подарки в виде помоек, как бесплатный ресторан на дороге. Разобравшись с содержимым контейнера, косолапый попрошайка прошёл по дороге, заглядывая в каждый автомобиль с протянутыми угощениями, и собирая дань со всех остановившихся автомобилей. Картинка для автомобилистов занятная, не скрою, для меня ожидаемая.

Пролетевший на скорости автомобиль чуть не сбил лесного нарушителя дорожного движения. Этого хватило, чтобы водители, понимая ответственность, что до трагедии на трассе один шаг, посигналили и дружно тронулись по своим направлениям. Оглянувшись по сторонам, нарушитель спокойствия спустился с дорожной насыпи в лесную чащу.

Несколько лет мне доводилось наблюдать за визитами медведей на автомобильных дорогах, на стоянках, в посёлках и даже на окраинах города. Причина понятная — легкодоступная еда. Все визиты незваных гостей заканчиваются печально. Это правильно! Выбора пока нет, ведь безопасность людей прежде всего!
С добродушным парнем, водителем фуры из Приморья, поставили мусорный контейнер на место, пусть указывает, кто на стоянке хозяин.

Много лет любителям природы говорят: не кормить диких животных! Но кормят и будут кормить всегда. Нет такого карающего закона за прикорм животных. Да и видно люди жить стали очень хорошо, хлеб выбрасывается целыми булками. Сколько животных погибло благодаря выброшенной из окна машины конфетке не сосчитать. Гибнут медведи, лисы, белки, бурундуки и даже птицы.

Хотя кормить медведей можно, есть примеры поучительные. Просмотрев в интернете самые лучшие фотографии медведей, я увидел, что сделаны они на прикормочных площадках в Финляндии. Фотограф Валттери Мулкахайтен более 20 лет, как построил 10 домиков в лесу, и прикармливает медведей. Развозит на своём вездеходе за летнее время до 10 тонн рыбных и мясных отходов. Выкладывает их у болотистых марей, в сосновом лесу, зарывает под слой земли, закидывает мясо в болотную жижу. Построил на этом бизнес, люди едут к нему со всего мира, чтобы одни сутки побыть рядом с диким зверем, поснимать медведей.

Очередь на эти медвежьи фотозоны огромная. Наши знаменитые медвежьи фотографы тоже там побывали: Сергей Горшков, Константин Шатенев и много других, которые привезли из фотодомиков у болот уникальные фотографии медведей, росомах, волков. Почему-то они не осуждают действия финского предпринимателя?! Поучительно, что для малой территории густозаселенной Финляндии нашлось место, а у нас нет! Об этом можно говорить бесконечно.

На обратном пути в Нерюнгри я насчитал пять автостоянок с контейнерами для мусора. Все ящики перевернуты, мусор разбросан, и без пояснений понятно, что это работа таёжных бродяг-медведей. Хорошее начинание о чистоте и благоустройстве дорог получает вот такой неприятный оборот. Наблюдая за происходящими событиями, можно посчитать, что даже такой объёмный контейнер наполняется доверху всего за трое суток. А не проще ли путешественникам пустую тару выбросить в городе?! Там бы коммунальные службы и утилизировали отходы в положенном месте.

Якутия — таёжная страна, здесь дикие звери всегда выходили и будут выходить на места, где есть пища. Но вместе с тем, это сочетание таит в себе множество опасностей как для людей, так и для обитателей тайги.

Юрий Коковин,

фото автора

Читайте дальше