Три Дома культуры Николая Толкачёва

Николай Толкачев снисходительно улыбался и даже отмахивался, когда в процессе нашей беседы я называла его «родоначальником нерюнгринской культуры». Белый-белый от возраста, но все столь же статный, как и много лет назад, (а знакомы мы с ним очень приличное время), он приехал на четвертьвековой юбилей Центра культуры и духовности имени А.С. Пушкина. Юбилей, правда, отпраздновали на полтора месяца раньше положенного. Встреча наша состоялась в уютном кафе за чашкой капучино. Встреча старых добрых друзей.

ДК «Строитель»

Давно уже нет старого города Нерюнгри. Его прежний облик помнят лишь старожилы. Но все также останавливается «тройка» у проржавевшей от времени остановки. В народе ее до сих пор зовут остановкой «Театр кукол».
Центров поселений в нашей стране всегда было два: или храм, или клуб. В начале далеких 1970-х годов, когда Нерюнгри на карте был крохотным поселком угольщиков Нерюнгра, клуба почему-то не было, вспоминает Николай Толкачев.

Дом культуры «Шахтер» появился вообще весьма интересным образом, рассказывает Николай. Он пьет горячий кофе, а его взгляд устремляется в далёкое прошлое, которое стало историей…

По большому счету Нерюнгра начиналась с махонького шахтерского поселка Угольный. Именно оттуда в новый поселок на берегу реки Чульман привезли два огромных гаража. А потом к нему пристроили целый зрительный зал. Вот и весь Дом культуры «Шахтер».

А чуть позже появился Дом культуры «Строитель». Это было уже капитальное строение, которое после закрытия ДК «Шахтер» стало центром культурной жизни молодого «старого города». Да и из нового, только-только строящегося, сюда приезжали нерюнгринцы за духовной пищей.

Что такое Дом культуры? Концерты, выступления, партийные конференции (не без этого в 1980-х годах). Здесь нашел свой первый дом Театр актера и кукол. Отсюда взяли свое начало легендарные коллективы «Багульник», «Рамада», «Надежда», которых нет уже много лет, но на протяжении долгого времени они были настоящим украшением нашего города.
Кстати, легендарная «Северяночка» тоже родилась здесь, в ДК «Строитель».

«Сорокалетка»

Микрорайон деревянной застройки МДЗ-1 в 1980-х годах стал центром жизни нового города. Магазины, спортивный комплекс, дом быта – все эти блага цивилизации находились здесь. Встал в свое время вопрос и о строительстве нового дома культуры. И такой ДК начали строить на Пионерной.

Николай Толкачев рассказывает, что изначально не планировалось строительство такого большого здания. Хотели довольствоваться двумя этажами, но руководство города настояло на третьем этаже. И была даже целая история, когда пришлось доказывать необходимость возведения скатной кровли. Плоская текла совершенно нещадным образом, приводя в негодность дорогостоящие костюмы творческих коллективов.
Кстати, Дом культуры вообще должен был иметь другое название.

— Руководство республики планировало назвать его ДК имени Платона Ойунского, — говорит Николай Толкачев. – Даже изготавливались барельефы, узоры в национальном якутском стиле для украшения здания. Но Виктор Кравченко (он был на тот момент первым секретарем парткома комбината «Якутуглестрой») принял решение быстрее. И новый Дом культуры получил название Дома культуры имени 40-летия Победы. Тем более, что открытие его состоялось в юбилейный год Победы в 1985 году.
В «Сорокалетке» обрели новый дом и прежние творческие коллективы.

Развал Советского Союза наложил отпечаток и на культурную жизнь нашего города. Сохранилась запись доклада Николая Толкачева, заведующего отделом культуры, местному телевидению 1991 года, о том, в каком сложном положении находились учреждения культуры (особенно подведомственные профсоюзам). Многие Дома культуры в поселках были тогда закрыты. А те, которые мы посещаем сегодня, удалось отстоять тому руководству.
В середине 1990-х годов огненные языки пламени слизали, стерли здание ДК «Строитель» в старом городе. Театр кукол переехал в «Сорокалетку».

Не Дом культуры, а Центр

Конечно, новый город требовал нового, более просторного здания учреждения культуры. В «Сорокалетке» было тесно и творческим коллективам, и театру кукол.
Стоит ли говорить о том, что в 1990-х годах просторное здание в центре города рядом с администрацией, предназначенное именно для культуры, было заморожено? И разморозило его тогда только настойчивость руководства города и понимание со стороны руководства республики.


Так появился Центр культуры и духовности. А имя Александра Сергеевича Пушкина было присвоено в мае 1999 года, за несколько дней до 200-летнего юбилея великого поэта.

Николай Толкачев с улыбкой, которую, между прочим, не спрячешь за белыми густыми усами, рассказывает, как нашему Центру в большом зале едва не установили корейские узенькие стулья. К счастью, обошлось. И обошлось без символической урасы, которую хотели установить на крыше, чтобы здание было видно из любой точки города. Имеем, что имеем – ЦКиД построен по проекту кемеровчан. И неплохой ведь проект: большой зал на более чем 600 мест, малый зал на 120 мест, паркетный и спортивный зал, зимний сад, множество залов для репетиций творческих коллективов.

Да, многие коллективы остались теперь лишь в истории нерюнгринской культуры: «Реверанс», «Рамада», «Багульник», «Надежда». Уехали или ушли из жизни их руководители…
Но память о них осталась в книгах, в газетных заметках и, конечно, в сердцах участников и зрителей.
А Николай Толкачев приехал на юбилей ЦКиД имени А.С. Пушкина из самого Ставрополья, где они ныне живет, и стал почетным гостем юбилейных мероприятий. Потому что за его плечами три дома культуры. Дома, выросшие в Центр.

 

Аксинья Луценко

Читайте дальше