Александр Кошуков: «Тимптонский (Нерюнгринский) район создавался с приоритетным участием эвенков»

Большинство депутатов Всеякутских съездов Советов и Верховного совета ЯАССР из Тимптонского района составляли тунгусы (современное название – эвенки).  Это установил народный депутат Якутии Александр Кошуков, который изучил документы из архивных фондов Президиума Верховного Совета ЯАССР, Якутского обкома КПСС, Якутского городского комитета, Тимптонского райкома КПСС и Тимптонского райкома ВЛКСМ за 1924-1990 годы.

Тимптонский район, по своей территории практически идентичный современному Нерюнгринскому району, был образован на юге Якутии в январе 1926 года. Со 2 по 13 февраля 1926 года состоялся четвертый Всеякутский съезд Советов. Его делегатами были избраны шесть человек, в том числе три эвенка, русский, китаец и якут.

Пофамильно это: Иннокентий Захаров (24 года, якут, член ВКП(б), служащий), Тян Ван Чин (41 год, китаец, кандидат в ВКП(б), служащий), Иван Мануцалов (28 лет, эвенк, беспартийный, зверопром), Григорий Алексеев (33 года, эвенк, беспартийный, зверопром), Аграфена Павлова (37 лет, эвенк, беспартийная, зверопром), Александр Топунов (36 лет, русский, член ВКП(б), рабочий).

Таким образом, в представительстве на Всеякутском съезде Советов эвенки (тунгусы) имел явное численное преимущество. Причем, в отличие от представителей других народов, они избирались на съезд вне зависимости от своей партийной принадлежности к «партии власти» — ВКП(б), обращает внимание Александр Кошуков.

29 декабря 1926 года состоялся первый съезд туземцев Тимптонского района. На этом съезде коренное тунгусское население было впервые ознакомлено с целями и задачами Советской власти. На этом съезде был избран первый Пленум исполкома. В него вошли 13 человек, из них семеро эвенков, четверо русских и двое якутов. При РИК было образовано три комиссии: санитарная, пожарная и комиссия по снижению цен, которая начала работу с июля 1927 года.

По данным Всесоюзной демографической переписи населения, в 1926 году в Тимптонском районе проживало 360 человек, из них 309 мужчин и 51 женщина. Сколько на тот момент из них составляли эвенки – не установлено. Но в 1927 году по ходатайству коренного населения в Тимптонском районе был организован Тимптоно-Буягинский (эвенкийский) родовой совет.

В декабре 1927 года центр района со станции Якут был перенесён в посёлок Нагорный, что было обусловлено строительством Амуро-Якутской магистрали. Все учреждения и предприятия переехали в посёлок Нагорный. Тимптонский районный исполнительный комитет в первые годы своего существования обслуживал только коренное население и отчитывался о своей работе лишь перед коренным кочующим населением.

В список участников пятого Всеякутского съездов Советов, состоявшегося с 7 февраля по 2 марта 1927 года, вошли пять делегатов: Богдан Чижик, Алексей Кралин, Василий Кириллов, Кирилл Михайлов и Николай Захаренко.
В 1927 году на совещании при ЯЦИК был поднят вопрос о принципах районирования. Работавший с 17 февраля по 4 марта 1929 года Шестой Всеякутский съезд Советов принял Постановление «О экономическом и административном районированиии ЯАССР. Осуществление этого постановления началось с 1930 года «с с целью улучшения руководства и дальнейшего экономического и культурного развития Севера».

Делегатами Шестого съезда от Алданского округа в архивных документах указаны: Афанасий Новгородов, Иван Винокуров, Степан Мильчаков, Михаил Скляров, Василий Александров, Яков Панченко, Федор Шашков, Алексей Завьялов, Ульяна Котлярова, Петр Чулков, Яков Абрамович, Александр Гальцев, Гавриил Мартынов, Иван Гаврилов, Иван Марфусалов, Лю-И-Му, Анна Яковлева, Григорий Чудинов.

«Таким образом, архивные документы убедительно показывают, что становление и укрепление Советской власти в Тимптонском районе Якутии происходило при самом активном участии эвенков. Создание Тимптонского района в 1926-1930 годах также связано с решениями, принимаемыми, в том числе, коренными малочисленными народами Севера. В 1926 году многие из эвенков, которых познакомили с целями и задачами Советской власти, начали вести оседлый образ жизни, образовав село Золотинка (с 1977 – Иенгра). Создание по ходатайству коренного населения Тимптоно-Буягинского (эвенкийского) родового совета, характер отчетов Тимптонского райисполкома только перед коренным населением, как и другие факты из архивов, доказывают уникальную роль эвенков и особое отношение, внимание к ним со стороны новой на тот момент Советской власти. Присутствие эвенков, как коренного и малочисленного народа Севера, в органах власти, в Советах, подчеркивает их большую роль в определении дальнейшего хода истории Южной Якутии», — отметил Александр Кошуков.

Читайте дальше