День железнодорожника – один из традиционно любимых профессиональных праздников Нерюнгринского района и, безусловно, праздник всех жителей Нерюнгри. Строительство огромного Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса и нового большого города на месте небольшого поселка Нирунгра, основанного в 1952 году, было бы невозможно без появления здесь железнодорожной северной ветки БАМа.
День железнодорожника – один из старейших профессиональных праздников России. Впервые он был установлен приказом министра путей сообщения Российской империи, князя Михаила Хилкова №68 от 28 июня (10 июля по новому стилю) 1896 года.
«Государь Император Николай II в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения», — говорится в приказе министра путей сообщения.
Действительно, основателем железнодорожного дела в России считается Николай I. При нём были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село и первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы.
После Великой Октябрьской социалистической революции все царские праздники, в том числе и День железнодорожника, сначала были отменены. Но в 1936 году традиция празднования Дня железнодорожника была возрождена. Решение ежегодно отдавать дань уважения железнодорожникам принял секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин во время совещания работников железнодорожного транспорта в Москве 25-30 июля 1935 года.
Несмотря на то, что Якутия в конце XIX века считалась далекой окраиной Российской империи, идея построить здесь месте железную дорогу появилась более ста лет назад — в начале ХХ века. В конце XIX — начале XX века в России была построена Транссибирская магистраль. В 1904 году французский предприниматель Лоик де Лобель совместно с американцами предложил России осуществить строительство железнодорожной магистрали Сибирь — Аляска через Чукотку и Якутию до соединения с Транссибом в городе Канске с сохранением права эксплуатации шестнадцатимильной зоны, прилегающей к оси магистрали на 90 лет.
В 1906 году Совет министров России во главе с С.Ю. Витте вернулся к этому вопросу и даже принял соответствующее решение. Осуществить его не удалось в связи с русско-японской войной.
В 1912 году Государственная Дума России обсуждала железнодорожную смету по строительству железной дороги в Якутскую область. Но вскоре началась Первая мировая война.
В апреле 1924 года Председатель ВЦИК и Совнаркома ЯАССР Максим Аммосов (памятник которому скоро появится в Нерюнгри), обратился в Академию наук СССР с просьбой организовать научно-исследовательскую экспедицию в целях изучения производственных и этнических сил Якутии. Особняком стоял вопрос о железной дороге. Такая экспедиция была создана в 1930 году. И в начале 30-х годов прошлого века АЯМ получил серьезное научное обоснование, одновременно с возникновением проекта строительства БАМа.
В начале 40-х годов ХХ века первые километры рельсов были проложены от Транссиба на Север, однако в годы Великой Отечественной войны они были демонтированы и отправлены на Сталинградскую рокаду.
В 1950-1952 годах была подтверждена целесообразность строительства железной дороги с юга на север на участке Беркакит — Томмот. Принято постановление Правительства СССР о сооружении железной дороги, соединяющей БАМ с Якутском. 5 мая 1972 года началось повторное строительство участка Бамовская — Тында. В апреле 1974 года БАМ стал Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и сюда поехали комсомольско-молодежные отряды. 8 мая 1974 года в Тынду прибыл первый поезд. В будущем году мы будем отмечать полувековой юбилей этого великого события.
В мае 1974 года первый отряд — «Комсомолец Якутии» — в составе 26 человек был отправлен на строительство железной дороги Тында – Беркакит. Командиром отряда был Анатолий Климов, комиссаром — Гаврил Адамов. В январе 1975 года Якутский обком комсомола сформировал отряд «Якутский комсомолец» для строительства якутского участка БАМа. Командиром «Якутского комсомольца» стал Алексей Иванченко, комиссаром — Виктор Яковлев. Позже оба отряда были объединены, и вошли в историю БАМа как «Якутский комсомолец».
Железную дорогу от Тынды до Нерюнгри строили выходцы из всех республик СССР. В историю малого БАМа золотыми буквами вписаны СМП (строительно-монтажные поезда) №577 и №578, механизированные колонны №155 и №158, мостостроительные отряды №45 №54, тоннельный отряд №16.
3 апреля 1975 года на строительство дороги Тында — Беркакит прибыл первый ударный белорусский комсомольский отряд имени Николая Кедышко. Отряд состоял из 128 комсомольцев. До сих пор в Нерюнгри помнят имена бригадиров Василия Журавского, Валентины Островской, Александра Диденко.
В октябре 1975 года уложили «серебряное звено» дороги на север, в Беркакит, к границе Амурской области и Якутии.18 декабря 1975 года первый строительный десант пробился к месту будущего поселка железнодорожников вглубь тайги, расчистил снег, установил электростанцию и привезенный вагончик с надписью «Даешь Беркакит!»
В 1976 году рельсы проложили к разъезду «Якутский», 2 ноября 1976 было уложено «золотое звено». Полностью линия была введена в эксплуатацию в октябре 1977 года. Железная дорога была продолжена к северу, в Якутию, на территорию Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.
В 1977 году был сформирован молодежный отряд «Юность Якутии», который строил объекты станции Беркакит. Здесь он влился в СМП №595. Руководил коллективом Евгений Иващенко. Многие из этого отряда остались в Южной Якутии – Эдуард Агекян, Елена Тартыева, Елизавета Лебедева и многие другие
26 октября 1978 года закончилась укладка рельсов на станции Угольная и к Нерюнгринскому угольному разрезу. В декабре линия Тында — Беркакит принята в постоянную эксплуатацию. В 1984 году открыто пассажирское движение до города Нерюнгри. Так Беркакит стал не только важнейшим поселком на нерюнгринской земле, но и главным железнодорожным узлом в Якутии.
В новом XXI веке железная дорога пошла на север – в 2004 году до Алдана, затем до Томмота, в 2019 году дошла до Нижнего Бестяха. Якутия стала настоящим железнодорожным регионом, а количество людей этой профессии в нашей республике увеличилось во много раз. Главным поселков железнодорожников в Южной Якутии стал Беркакит – крупнейшая узловая станция в регионе.
Железнодорожники – люди особого склада и характера. Эта профессия требует высочайшей ответственности и дисциплины, полной собранности и внимания, круглосуточной готовности выполнять свои обязанности. Здесь люди вырастают в настоящих мастеров своего дела, в больших профессионалов. Железная дорога требует особой любви, постоянной и ежедневной самоотдачи, умения до конца вкладывать в неё свою душу. Поэтому настоящие железнодорожники все как один очень любят свою работу и свою профессию, и не поменяют её ни на какую другую.
Уважаемые работники железнодорожного транспорта!
В день вашего профессионального праздника от всей души желаю вам крепкого здоровья и семейного счастья, мира и благополучия в каждом доме, веры, надежды и любви! Пусть ваша профессия приносит вам только гордость и удовлетворение, ваш труд будет благодарным и полезным людям, а ваши дети берут пример с вас, продолжая трудовые династии и каждый день радуя вас своими успехами. С праздником!
Александр КОШУКОВ,
краевед, основатель музея «Мир времени»