Тихо буднично был перевёрнут листок календаря с подзабытой важной исторической датой — 50-летием Якутского БАМа (15.05.1974). Согласно указу президента России в стране широко отмечается 50-летие начала строительства БАМа. Основные события приурочены к дате Постановления ЦК КПСС и Правительства СССР № 561 от 08.07.1974 и пройдут в г.Тынде. Старт же празднованиям был дан большим концертом в Большом Кремлёвском дворце 27 апреля — по месту и в дату объявления БАМа всесоюзной комсомольской (молодёжной) ударной стройкой с отправкой туда первого всесоюзного отряда.
Якутия, бесспорно, главный выгодоприобретатель строительства БАМа — стройка века стала величайшим историческим, переломным в её развитии событием, разрешившим извечную проблему грузотранспортной изолированности республики.
В том Постановлении прокладка стального пути в конечную точку Малого БАМа на ст. Беркакит определена как, безусловно, её первостепенная задача – масштабный старт стройки века стал возможен лишь в тандемной связке с реализацией планов разработки гигантского Нерюнгринского месторождения коксующегося угля экспортных марок.
И так уж сложатся обстоятельства, в т.ч. и природно-климатические, что особую и тяжкую ношу лидера в решении данной задачи при всём том неимоверном накале событий труднейших первых этапов стройки руководство «БАМстройпути» возложит на небольшой, но поразительно стойкий и запредельно мотивированный «Первый (головной) Якутский отряд» первостроителей БАМа (в 1976 г. переименован в «Якутский комсомолец»).
Торжественные проводы «Первого отряда» как раз и состоялись 15 мая 1974 г. в здании Политпроса на пл. Ленина в г.Якутске. Звучали трогательные слова напутствий. В отсутствие избранного командиром 20-летнего Анатолия Климова, отбывшего на учебную сессию, с высокой трибуны его заместитель (комиссар) 22-летний крепкий, статный Гаврил Адамов, поблагодарив за доверие, твёрдо пообещал «вернуться в Якутию по железной дороге».
Отряд сдержит слово: через 2,5 года 2.11.1976 торжественная укладка отрядом «золотого звена» на границе Амурской области с Якутией (разъезд Якутский) сделает тот год вдвойне триумфальным для Якутии. Ещё через год 29.10.1977 «золотое звено» на ст. Беркакит подытожит беспримерные 3,5 года суровых испытаний отряда на живучесть в экстремальных экспедиционных условиях. А ещё через год 29.10.1978 торжественная укладка отрядом «золотого звена» на технологической станции «Угольная» будет совмещена с отгрузкой-отправкой потребителям первого состава с якутским углём.
Свой же первый «исторический» участок БАМа от ст. Беленькая до ст. Тында наши парни пройдут за лето по следам узников довоенного БАМлага. Затем 2 месяца работы в Тынде под зорким оком руководства, после чего отряд проверят на выживаемость: высадят десантом зимой в первозданной тайге без эл/энергии валить лес — готовить большой плацдарм и ставить «нули»- фундаменты первых домов под новый посёлок-станцию Могот, а следом то же самое и по ст.Нагорная. Отряд прорубит и все просеки под ж/д полотно и притрассовые автодороги от Могота до перевалов Станового хребта.
Наш отряд уникален уже тем, что проложенные им в родную республику стальные рельсы магистрали, это не притянутый политтехнологами пропагандистский ход, а выстраданный результат, преодоление достойное эпитета «вам и не снилось…» – они вправе сказать: «мы сделали это…». Вполне вероятно и то, что наш «Первый отряд» является единственным из делегированных на стройку областным отрядом масштаба бригады (до 35 человек) без какой-либо управленческой надстройки сохранившимся с первых дней стройки до её завершения.
Первый якутский отряд в числе самых первых на БАМе впишет себя золотыми буквами в историю величайшей стройки СССР. Историю сотворят совсем молодые, предельно мотивированные, впитавшие патриотизм «с молоком матери» простые парни из разных уголков республики и г.Якутска. Первый отряд прославит родную Якутию и его народ на всю страну СССР не только благодаря необычайно широкому освещению хода строительства в СМИ, а прежде всего посредством народной дипломатии — достойному представлению себя и республики в том огромном дружном интернациональном сообществе молодых-горячих и очень амбициозных строителей БАМа.
Итоги БАМа толком подведены не будут — страну начнут сотрясать сокрушительные ветры перемен. Для многих бамовцев сильно затянется период между ярким прошлым и призрачным будущим — комсомольская путёвка на БАМ была билетом в один конец.
Невероятно, но факт и то, что тот запредельно скромный и бесподобно стойкий самородок — несокрушимый стержень того дружного сплочённого коллектива, кавалер ордена «Дружбы народов СССР» Гаврил Николаевич Адамов проработает на своей железной дороге 45 лет с мая 1974 г. (с мая 1976 монтёром пути) аккурат до даты прихода первого пассажирского поезда в г.Якутск (ст.Н.Бестях) 27.07.2019 г.
Ему, как главному пассажиру того первого поезда, встречавший его на перроне Глава республики Айсен Николаев вручил сертификат АО «ЖДЯ», свидетельствующий о том, что он является первым пассажиром Первого пассажирского.