Друзьям на память мосты дарить…

Если ехать по автодороге от города Нерюнгри на север, то через двадцать семь километров асфальтовое полотно автомобильной дороги приведёт в поселок Чульман. Перед въездом в поселок дорога делится на две дорожные ленточки. Одна идёт по кругу в объезд населенного пункта, оставляя дома с левой стороны, другая дорога ведет через центральную улицу Советская, где можно увидеть поселок со всеми историческими памятниками, домами, храмами.

В треугольнике дорог установлена бетонная стела с надписью: с южной стороны выбито «Чульман», с противоположной увековечено название «Нерюнгри». Кажется, что этот указатель-монумент стоит на этом месте вечно, и возник он здесь сам собой. Но у памятника есть автор, и этот человек по-прежнему живет и здравствует в поселке. Зовут автора проекта Виктор Цэпордей, он житель поселка Чульман с 1977 года.

По телефону мы договорились о встрече не где-нибудь, а у монумента. К назначенному часу я был на месте. Не задержался и ветеран поселка. Виктор по-хозяйски осмотрел сооружение и остался доволен своим творением, построенным на века. Признался сразу, что это не только его труд, а работа большого коллектива: мостотряда МО-49, Чульманской ТЭЦ и отличного специалиста-газосварщика Анатолия Прокопенко.

Все началось с конкурса на лучший обелиск, объявленный поселковым Советом. Важно было отразить в монументе сущность рабочего поселка на территории Якутии. Чульман был единственным в то время энергетическим сердцем Южной Якутии, и, конечно, хотелось внести хоть маленький штрих мостотряда МО-49. Поперечная балка, напоминающая пролет моста, стала связующим звеном между ТЭЦ и МО-49. Сложная по тем далеким временам задача. Это сейчас на компьютере вмиг нарисуют специалисты десяток вариантов, а тогда всё рисовали карандашом на ватмане.

Обелиск нарисовал Виктор Цэпордей, временно переведенный из монтажников в художники-оформители. Предложено было пять рисунков, и выбрали эскиз ныне существующего монумента. Этот эскиз комиссия во главе с известным жителем поселка Анатолием Сергой отредактировала. Попросили дорисовать на поперечной балке электрические изоляторы, и в таком виде приняли к исполнению. Анатолий Прокопенко вырезал бензорезом из металла толщиной 12 мм 15 необходимых букв. Сотрудники Чульманской ТЭЦ отлили колонны и собрали всю конструкцию в единую форму. Залили бетонную плиту для установки. В таком виде монумент и стоит с июля 1979 года до сегодняшних дней.

После встречи у памятника наш разговор продолжился в квартире первостроителя на улице Титова, которую он называет «берлогой». В холостяцкой квартире на стенах много фотографий в рамках.
С портретов смотрят дорогие сердцу хозяина люди: крестьянка-мама, отец-фронтовик с Орденом Славы III степени, супруга Галина, дети и сам Виктор молодой, в белой шляпе.

У стены пылится пианино. Дети окончили музыкальную школу, и больше никто за инструмент не садился.
Под потолком в клетке кричит непонятные слова попугай. Неприхотливый быт много пожившего чульманца!

Непростую, наполненную интересной и нужной работой жизнь поведал старожил Чульмана. Несколько раз он подчеркнул о братстве и дружбе народов Советского Союза. Говорит, что русский язык был объединяющей силой всех людей, ехавших на стройку. Сказал с гордостью, что примером дружбы между народами всегда был и остается город Нерюнгри, Чульман, поселки в Южной Якутии и на БАМе.

Родился наш герой в солнечной Молдавии, красивом селе Думбровица. Понятно откуда появилась в Чульмане такая фамилия. Оттуда, из Думбровицы! После девятого класса поступил в ГПТУ-19 учиться на столяра-краснодеревщика в городе Калараш. В училище подружился с Андреем Трифон, с которым одновременно были призваны в ряды Советской Армии. Парни вместе служили в одной роте, прошли большой жизненный путь. «Служили в Львовской области, на границе с Польшей. Сейчас даже сложно представить, что это была одна страна с советской идеологией и устоями», — тяжело вздохнул рассказчик.

В армии к друзьям примкнул третий приятель Ипполит Караман, с которым очень долго дружили и после службы. После демобилизации все трое работали плотниками-бетонщиками в Кишиневе. Работа тяжелая, уставали, а зарабатывали немного. Увидели, что бульдозерист на тракторе, сидя за рычагами, зарабатывает в два раза больше. Решили учиться на трактористов. Нашли училище, где учат на механизаторов.

Специально для демобилизованных солдат была создана в училище такая группа. Восемь месяцев учебы — и заветные аттестаты в руках. Студент Цэпордей получил отличный диплом, и руководство предложило остаться преподавать в училище, а там и автоматическое поступление в институт. Но Виктору хотелось чего-то особенного, большего. Услышал по радио, что началась великая стройка на железной дороге БАМ, куда приглашают трудиться комсомольцев. Трое парней были с комсомольскими билетами, друга Ипполита срочно заставили вступить в молодежную организацию, чтобы ехать на стройку вместе.

Всех троих утвердили, занесли в списки посланцев из Молдавии. Тревоги, волнения, ожидания, ведь предстояла поездка почти на край света, в далекую неизвестную Якутию. Пятьдесят человек, все молодые комсомольцы от 20 до 25 лет, одетые в куртки с надписью «Ударный комсомольский отряд Молдавии».
Прямо из зала ЦК, под музыку посадили в автобусы, привезли на железнодорожный вокзал. Был выделен специальный вагон, на котором красовался лозунг: «Комсомол Молдавии – БАМу!».

Судьбоносное событие состоялось 23 мая 1975 года. Весело ехали! Под стук колес и песни смотрели через стекло на бескрайние просторы страны, изучали карту, мечтали об интересной работе, о новых неведомых краях, о достойной заработной плате. У каждого была своя тайная мечта. У Виктора была мечта — купить мотоцикл «Ява» и с ветерком прокатиться по родному селу.

Все прибывшие 50 человек высадились на станции Большой Невер, ведь железной дороги на север ещё не было. Никто комсомольцев на перроне не встретил, все приехавшие дружно пошли пешком. Когда вышли за границу Большого Невера, группу остановили. На выходе из поселка, в бараке дорожной службы им предложили переночевать, а утром за ними придут обещанные автобусы. Так и вышло, утром всех посадили в автобусы и привезли в Тынду, в трест «Мостострой-10».

Оформили всех, ведь молодые люди приехали не просто так, а по комсомольским путевкам. Всем прибывшим определили места работы на разных станциях Бамовской стройки.

Свою биографию Виктор начал писать с 1 июня 1975 года в поселке Чульман, в мостотряде № 49. Кем только не приходилось работать молодому человеку: сначала плотником, собирали щитовые дома в Чульмане.

Перед праздниками (1 и 9 Мая, в день Октябрьской революции) по две недели трудился художником, рисовал плакаты, затем работал машинистом экскаватора на небольшом экскаваторе, потом водителем. Но всегда Виктору хотелось быть монтажником-высотником, быть в первом строю строителей мостов. Попросился в монтажники. Начальство пошло навстречу, и Виктора направили в учебный комбинат города Тында. Там он переучился из механизаторов на монтажника железобетонных и стальных конструкций.
Началась самая важная работа в судьбе посланца из Молдавии.

С гордостью рассказчик отметил, что нет на БАМе большого моста, где бы он и его бригада не крутили гайки. Важные мосты на автомобильных дорогах и переправы через реки пропитаны трудовым потом монтажников МО-49. Принятые при монтаже уникальные решения, сейчас интересно вспомнить. Есть, чем гордиться! Мосты через реку Чульман, некоторые сооружения особой передовой конструкции, по которым сейчас надежно идут грузовые и пассажирские составы. Мосты через реки Иенгра, Гилюй, Зею, Олекму, автомобильный мост через реку Амга.

Вот это и есть настоящие памятники трудового подвига строителей МО-49. Географию БАМа обычный житель Чульмана Виктор Цэпордей изучал в монтажном поясе, с гаечным ключом в руках. Не по книгам, не по учебникам, а по сибирским дорогам, якутским рекам и ручьям писалась биография Виктора Цэпордея. Вся трудовая жизнь рабочего человека проходила в командировках, с семьей не виделся неделями и месяцами.

Трое детей и любимая супруга с пониманием относились к нужной работе главы семьи. Всё было замечательно, но беда заглянула в дом семьи Цэпордей в марте 2000 года. После тяжелой болезни ушла из жизни жена Галина. Сын Раду был уже взрослый, а дочерей Лелю (14 лет) и Ксению (11 лет) Виктору пришлось поднимать одному. Воспитывал девочек по-простому, не сильно балуя, с отцовской ответственностью. Помогали друзья и соседи, приглядывали за девочками, когда Виктор уезжал в рабочие командировки. Ни тогда и ни сейчас отцу не приходится краснеть за дочек и сына. Дети выросли достойными людьми, все получили высшее образование, создали свои семьи, подарили Виктору внуков.

Все было. Есть, что вспомнить и не хочется забывать. Без труда собеседник перечислял важные моменты его интересно прожитой жизни. Вспомнил, как начиналось строительство нового города Нерюнгри. Осенью 1975 года ездили с бригадой на работу из поселка на автобусе строить мост через реку Чульман. На подъёме сопки, где сейчас стоит памятник первостроителям, после грунтовой дороги в автобусе закипел радиатор. Рабочие вышли покурить и размяться, ждали, пока водитель справится с ремонтом. Услышали, как в тайге стучат топоры, работает бензопила, подошли и спросили: зачем лес валят? Лесорубы ответили, что на этом самом месте начинается строительство нового города Нерюнгри. Не верилось тогда: кругом дикая тайга, и вдруг город! Вот такие были героические времена.

В 1982 году Виктора Цэпордея наградили медалью «За строительство БАМа».
Довелось нашему герою пожить и в палатке. Брезентовые домики в Чульмане стояли на улице 22 Партсъезда. Затем семье Цэпордей выделили квартиру на улице Титова, в которой ветеран труда проживает по сегодняшний день с надеждой на жильё в каменном доме по программе переселения.

По-житейски Виктор поделился, что живется ему сейчас неплохо, было бы здоровье, которое уже не блещет. Он получает пенсию и немного подрабатывает извозом на своей машине по поселку для поддержания духа, настроения и общения с чульманцами.

Юрий Коковин
Фото автора

Читайте дальше