Участники нерюнгринской историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова побывали в различных местах Чульмана, связанных с развитием в Нерюнгринском районе гражданской авиации и нашли здесь немало интересного. Знатоком этих мест, и лучшим проводником по ним, стал научный эксперт экспедиции, Чульманский историк и краевед Чингиз Иванович Андрющенко.
Чульман – столица авиации Южной Якутии. 9 февраля в России отмечали 95 лет со дня образования гражданской авиации. В Чульмане авиаторы появились немного позже, но тоже не менее восьмидесяти лет назад. Впервые на площадку в Чульмане лихие якутские лётчики приземлялись ещё в военные годы.
Участники историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова нашли на поляне в лесу, на сопке «Акулькин пуп» над рекой, место, где располагалась первая в Чульмане взлетно-посадочная полоса. Аэропорта как такового там еще не было, но до сих пор на этом месте сохранились остатки небольшого здания метеостанции и других вспомогательных помещений. Полоса заросла кустарником, но и сегодня по рельефу местности легко догадаться, что именно здесь была первая взлетно-посадочная площадка.
В старом чульманском аэропорту участникам экспедиции Александра Кошукова удалось встретиться и поговорить со старожилами поселка, которые работали здесь с 60-х годов ХХ века. Эти удивительные люди своими глазами видели, как на крайнем юге Якутии рождается и развивается гражданская авиация и сами принимали в этом участие.
Два аэропорта – старый и новый — располагаются за рекой, в нескольких километрах от основного поселка. Многие сотрудники и сегодня живут в отдельном микрорайоне, который так и называется — «Аэропорт». Названия улиц в микрорайоне связаны с именами «отцов русской авиации» — Циолковского, Жуковского, Чкалова.
78-летняя Надежда Васильевна Новикова много лет работала начальником АХО аэропорта Чульман. Она живет в старом бревенчатом доме №7 на улице Переулок Олекминский Этот дом не менее удивителен, чем его хозяйка. Как рассказал историк Чингиз Андрющенко, этот старинный дом был в буквальном смысле «по бревнышку» перенесен из Учура. Сейчас дом стоит между старым, сегодня заброшенным, зданием аэровокзала, который многие нерюнгринцы знают по старым фотографиям, и вертолетной площадкой действующего авиапредприятия «Дельта К».
Руководитель краеведческой экспедиции Александр Кошуков уверен, что дом из Учура, который в 1965 году «переехал» в Чульман, является старейшим сохранившимся действующим домом во всём Тимптонском – Нерюнгринском районе. Технология передвижения домов с места на место, и даже из одного населенного пункта в другой, сегодня практически не применяется, но это другая, не менее интересная, тема.
Сегодня жильцы дома №7 на улице Переулок Олёкминский в Чульмане, готовятся переехать в новые дома по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Скоро это произойдет. При этом народный депутат Якутии Александр Кошуков уверен, что самый старый жилой дом в Нерюнгринском районе вполне реально «перенести» еще раз, в центр поселка. Он бревенчатый и достаточно большой по площади. В старейшем доме можно организовать музей истории Чульмана (в том числе Южно-Якутской комплексной экспедиции), который давно нуждается в таком — во всех смыслах — «историческом» здании.
«Историю Чульманского аэропорта я знаю с 1962 года, — рассказывает Надежда Васильевна. – В те годы Тимптонский район был уже упразднен, а Нерюнгринский район еще не появился. Чульман, который до 1963 года был столицей Тимптонского района, относился к Алданскому району. Официально считается, что аэропорт был создан в 1965 году, потому что именно в этом году Алданский райисполком выпустил постановление о выделении земельного участка под строительство аэропорта Чульман. На самом деле аэропорт работал как минимум с 1962 года. У меня в сейфе лежала трудовая книжка сотрудницы. Первая работница аэропорта Лидия Губанова была принята в радиобюро в 1960 году. Её, к сожалению, с нами уже нет. Со мной рядом живет Зинаида Леонидовна Полоненко, тоже одна из первых радистов. Она отлично помнит всё о работе предприятия в 60-е годы прошлого века».
Надежда Васильевна Новикова стала одним из главных организаторов музея нерюнгринского аэропорта. Уникальный музей находится в старом штабе. Сейчас в том же двухэтажном здании располагается Нерюнгринский центр организации воздушного движения (ОВД) филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири». Поэтому попасть туда не всегда просто. Тем не менее, но прекрасно, что об истории аэропорта, благодаря энтузиастам родного предприятия, сохраняется на века.
Здесь помнят многих. Например, семья Моисеевых – Виктор Иванович и Людмила Павловна. Они работали немного позже, в 70-80-е годы. Помнят, как осваивали новые воздушные суда, строили взлетно-посадочную полосу, создавали Нерюнгринский объединенный авиаотряд.
История Нерюнгринского авиапредприятия начинается задолго до 60-х годов. В книге «Нерюнгринское авиапредприятие» генеральный директор ГУП «Аэропорт Нерюнгри» Александр Львович Агранович вспоминает, как в мае 1957 года, для обслуживания растущих предприятий и жителей юго-запада Якутии, в аэропорту Олёкминска был сформирован 197-й объединенный авиаотряд (ОАО). Его первым командиром был А.И. Лебедев, позже – М.П. Карцев. Замполитом (тогда эта должность была обязательной) был назначен Ю.Н. Никишенков. 197-й авиаотряд эксплуатировал самолёты ПО-2, Як-12 и Ан-2, а также вертолеты Ми-1 и Ми-4.
Тем временем, после великих открытий месторождений угля и других полезных ископаемых в Тимптонском районе, все шире и активнее разворачивала свою деятельность Южно-Якутская комплексная экспедиция, центр которой находился в Чульмане. Центр тяжести работ авиаторов всё больше смещался на крайний юг Якутии. В декабре 1961 года командир якутской объединенной авиационной группировки издал приказ о переводе вертолётной авиаэскадрильи 197-го авиаотряда в Алдан. Сначала были только вертолеты, необходимые геологам. В середине 1962 года в Алданский район перебазировался весь отряд.
Во время становления авиаотряда в Чульмане командиром вертолётной эскадрильи был А.И. Карягин, а его заместителем — Б.Г. Генералов, обладавшие большим опытом и профессионализмом в организации лётной работы.
Примерно в то же время для обеспечения более оперативного обслуживания основных заказчиков – Тимптоно-Учурской и Южной-Якутской комплексных экспедиций, в аэропорту Чульман впервые обосновалась звено самолётов Ан-2.
Первым командиром самолетного авиазвена в Чульмане был Л.П. Корякин, затем – А.Н. Халезов.
Из-за нехватки кадров опытных пилотов в эскадрилье самолётов Ан-2 довольно часто менялся командный состав. В разные годы командирами были опытные пилоты-инструкторы с большим налётом часов в сложных горных условиях. Это Г.И. Гнётов, Ю.Л.Задорожный, А.И. Орищенко и другие. Перед уходом на пенсию А.И. Орищенко был в Чульмане командиром авиаэскадрильи самолетов Як-40.
Первым командиром летного отряда был В.И. Майстренко, затем Ю.А. Рахманов. По воспоминаниям коллег, это были не только опытные пилоты-инструкторы и методисты, но и яркие самобытные личности. Большую роль в становлении и развитии 197-го летного отряда принадлежит старшему штурману отряда П.Г.Шаповаленко. Не случайно, именно 197-му летному отряду, имеющему прекрасно подготовленных инструкторов и методистов, была оказана честь первому в якутском Управлении гражданской авиации осваивать вертолёт Ми-8.
Параллельно укреплению кадрового состава авиаэскадрильи и обеспечению воздушной техникой – самолетами и вертолётами — в Чульмане шло обеспечение инфраструктурой для полетов. Первую взлетно-посадочную полосу для аэродрома в Чульмане начали строить в 1961 году. В годовщину Великой Октябрьской революции, 7 ноября 1962 года, первую полосу торжественно открыли. Она была грунтовой, тем не менее, ее возможностей хватало для обслуживания имевшихся в распоряжении авиаэкадрильи небольших самолетов и вертолётов — Ан-2, Як-12, Ми-1, Ми-4, Ли-2. Пассажиров было немного, и все они летали в Чульман и из Чульмана по долгу работы — геологи, строители, изыскатели, проектировщики.
Утверждение огромных запасов и начавшаяся разработка Нерюнгринского угольного разреза, строительство на его основе обогатительной фабрики, формирование Южно-Якутского угольного комплекса послужило прибытию в будущий Нерюнгринский район огромного количества новых жителей. Потребность в объемах авиации и грузоперевозок кардинально изменилась.
В 1976 году было решено строить полноценный аэропорт для приема всех типов самолетов. Хабаровским институтом «Дальаэропроект» по заданию Министерства гражданской авиации СССР были выполнены работы по выбору площадки для строительства нового аэропорта для приема всех типов воздушных судов. После выбора площадки было построено здание аэровокзала. Это ныне заброшенное двухэтажное здание, известное по советским фотографиям, в котором побывали сейчас участники нерюнгринской историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова.
Приказом министра Гражданской авиации СССР от 3 марта 1982 года Алданский объединенный авиаотряд был переименован в Нерюнгринский и переведён на базирование в аэропорт Чульман. Огромная роль в период закрепления авиапредприятия на новом месте принадлежит его первому командиру А.Г.Усенко. Приходилось решать те же задачи, что и при перемещении отряда из Олёкминска в Алдан. Это строительство аэропортового комплекса и жилья для личного состава.
Значительная заслуга в этом деле принадлежит тогдашнему начальнику аэропорта Чульман Н.Н.Созинову. Огромную помощь в строительстве производственных объектов аэропорта и бетонной взлетно-посадочной полосы оказали Министерство угольной промышленности СССР, первый секретарь Нерюнгринского горкома КПСС И.И.Пьянков и председатель горисполкома М.П.Кочнев.
11 марта 1987 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь аэродромного комплекса в поселке Чульман. Была построена искусственная взлетно-посадочная полоса длиной 3,6 км, места стоянок, рулежные дорожки, грузовой перрон, здание управления полетами КДП, здания техбригад, основная аварийно-спасательная станция, центральный распределительный пункт и грузовой склад. Старая взлетно-посадочная полоса была сохранена, она до сих пор используется, но только для нужд вертолетов.
Что касается старого двухэтажного здания аэровокзала в Чульмане, оно хранит в себе немало неразгаданных загадок. Как убедились побывавшие внутри участники историко-краеведческой экспедиции, здание очень хорошо сохранилось. Единственный в нем изъян сейчас — из-за разобранной лестницы невозможно подняться на второй этаж. Остальное – вполне в рабочем виде.
Просторный зал ожидания (теперь, правда, без кресел) примерно на сто мест. Операционный зал со справочным бюро, кассами, камерой хранения, телеграфом и почтой. Зоны вылета и прилета, помещения технологического назначения, зоны регистрации и дополнительного обслуживания пассажиров, служебные помещения. Хорошо сохранилась красивая стеклянная вышка – командно-диспетчерский пункт. Перед зданием – просторная автостоянка, на которую подходили маршрутные автобусы.
До 1985 года город Нерюнгри интенсивно рос и строился, число жителей увеличивалось почти в геометрической прогрессии. В 80-е годы ХХ века в аэропорту Чульмана началось строительство нового аэровокзала. Оно быстро «заглохло», так и оставшись типичной «незавершенкой», которых было немало в те годы. Аэропорт успел переехать на новое место в нескольких километрах от предыдущего, и из старого здания пассажиры ушли.
На долгие годы пассажирским терминалом стал одноэтажный деревянный барак, изначально предназначавшийся для багажа и почты. Особенно он «прославился» холодным залом получения багажа, с так называемым «колесом из Поля чудес».
Но упадок касался только обслуживания пассажиров, а технические возможности аэропорта продолжали развиваться. В 1987 году были выполнены первый технический рейс на самолете Ан-12 и первый пассажирский рейс на Ту-154 Нерюнгри – Москва.
С 1995 года в аэропорт Чульман совершал разовые рейсы самолет Ан-124 «Руслан», доставляя крупногабаритные грузы для холдинговой компании «Якутуголь». С 2007 года – авиакомпанией «Якутия» выполнялись рейсы на Боинг-757-200. В 2008 году выпущено распоряжение «Росавиации» МТ РФ о допуске аэропорта к полетам ВС А-320, Б-737-800, А-330, А-319.
После многих лет подготовки, в июле 2021 года началось строительство новой взлётно-посадочной полосы (ВПП) и аэровокзала в аэропорту Чульман. В 2021 году была введена в эксплуатацию полоса протяжённостью 3600 метров, шириной 45 метров. Сейчас она может осуществлять приём и выпуск всех современных типов воздушных судов. На территории аэропорта также были построены аварийно-спасательная станция, контрольно-пропускной пункт, склад горюче-смазочных материалов, станция водоподготовки.
23 декабря 2023 года состоялось торжественное открытие нового служебно-пассажирского здания аэровокзала. Его пропускная способность увеличилась в три раза — до 300 пассажиров в час.
В следующих выпусках «Дневников историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова» мы расскажем о самых ярких эпизодах из истории авиации в Южной Якутии. В том числе, поговорим о загадках некоторых происшествий. Мало кто знает, что аэропорт Чульман служит запасным аэродромом на трансконтинентальных перелетах из Северной Америки в страны Азии. В экстренных случаях он способен принять пролетающие мимо лайнеры Airbus A310, Airbus A300, Airbus A330, Boeing 767, Boeing 757 и Boeing 777. Расскажем, кто такая Акулька, на «пупу» у которой садились первые самолеты в Чульмане. Вспомним малоизвестные подробности угона пятнадцатью заключёнными самолета Ту-154, рейса SU-4076 Нерюнгри – Якутск – Ту-154, который в итоге оказался в Пакистане. И многое другое.
Читайте «Дневники историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова»!
(Продолжение следует)