Нерюнгри — станция жизни Елены Братишко

«Железная дорога — это вся моя жизнь». С этих слов началась беседа о жизни и судьбе Елены Братишко.  В настоящее время Елена Николаевна начальник штаба ГО и ЧС железнодорожного узла Беркакит. Это сейчас более спокойная работа, а начинала Елена свой трудовой путь после окончания Хабаровского железнодорожного института с дежурного по станции Нерюнгри — Пассажирская.

Сразу в начальники!

Молоденькой девчонкой без опыта и без трудового стажа Елена пришла работать – и тут уже нужно руководить людьми, оперативной работой станции, маневровым движением поездов.
А в голове одни графики и теоретические знания. В шутку и всерьез говорила коллегам, если хотите остановить движение поездов, начните работать по моему диплому. В первые дни приходила после смены, ложилась спать, а во сне виделось: то поезд не туда послала, то остановила не вовремя. И перед глазами вагоны, тепловозы, то башмаки тормозные составитель не убрал, где-то стрелку тепловозом порезали, да тревожный стук колес.

Работа дежурной по станции — это ежесуточный трудовой подвиг, и выдержать этот темп могут только ответственные и сильные люди. Лена выстояла, а куда деваться, если в жилах течет «железнодорожная» кровь. Железнодорожники — люди особенные, это она поняла с раннего детства. Потихоньку привыкла к графику, и стало нравиться руководить рабочим ритмом станции. Семь лет напряженной и ответственной работы. Затем молодого специалиста повысили в должности. Ещё семь лет работала начальником станции Нерюнгри — Пассажирская.

Династия железнодорожников

Примером для Елены всегда была мама Анна Долгова. Многие труженики железнодорожного узла знали эту боевую и требовательную к себе и людям женщину. Мама в 13 лет пошла работать путейцем на железную дорогу на станции в сибирском городе Черемхово Иркутской области. После работы училась в вечерней школе. В тяжелое полуголодное время поступила и закончила Хабаровский институт (ХИИЖТ).

Свою судьбу семья Долговых на нерюнгринской земле начала в далеком 1978 году. Сначала мама год трудилась в «Якутугле». Жили в старом городе, но уже через год семья переехала в поселок, ближе к станции Беркакит. Выделили квартиру на улице Мусы Джалиля, и девочки пошли в детский сад «Мишутка». До этого времени у сестры Любы была кровать в детском саду, а Лена оставалась трехлетним ребенком одна в пустой квартире. Так привыкала к самостоятельности. Родители расстались, когда дочки были совсем маленькими. Оказалось, что две сильные натуры не смогли жить вместе. Обиды на отца с годами улеглись, и сейчас Елена поддерживает отношения с отцом. Мудрость житейская расставила всё по местам.

Анна Долгова была самым первым начальником станции Нерюнгри — Пассажирская, затем первой заведующей контейнерной площадкой. Будто под копирку этот путь позже повторила её дочь Елена. Судьба сестры Любы пошла по другим рельсам. Мама постоянно была на работе, и дочери ходили к ней по железнодорожным путям. Машинисты маневровых тепловозов уже знали, что девочки идут к Анне Долговой на службу. Всегда останавливался маневровый локомотив, подбирали сестер и подвозили поближе к контейнерной площадке. Машинисты — добрейшие люди, угощали в тепловозе вкуснейшим чаем, и никто не ругал девочек за то, что они ходят в неположенном месте.

В шесть лет сестры пошли в школу, в экспериментальный шестилетний класс. Впоследствии Лена скажет, что её жизнь — сплошной эксперимент и сильное испытание. Всегда торопилась жить, а жизнь торопила её. В школе не была лидером, но и в толпе не терялась, занималась спортом, участвовала в КВН.
В 16 лет закончили сестры школу № 7. Люба осталась учиться в городе, а Лена забастовала, так хотелось уехать из провинциального поселка в большой студенческий город.

Доказала всем, и себе!

Своим упрямством она победила, и вместе с мамой поехали поступать в институт в Якутск, брать очередную высоту. В маленьком самолете оказалось сидячих мест меньше, чем пассажиров, и поэтому будущую абитуриентку посадили в самолете на табуретку. «Все летели как люди, а я на табуретке», — вспоминает наша героиня.

Подала документы и сдала экзамены сразу в три института. Выбрала Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХИИЖТ). От студенческой жизни самые теплые воспоминания. В институте учиться было интересно, даже легче, чем в школе.

На производственную практику Елена приезжала в родной Беркакит. Практикантку ждали на должность дежурной по парку, чтобы на время практики кого-то из работников летом отпустить в очередной отпуск. Бывало трудно, мама наблюдала издалека, как трудится и потеет над бумагами дочь, и не вмешивалась. Хотя всегда чувствовалась её забота.

Упрямая Елена вгрызалась в работу, ей хотелось доказать, что она не только дочь Анны Долговой, а может разобраться сама. И доказывала себе, что может справиться и без родительской опеки. В конце практики получала хорошую зарплату, задаток на дальнейшую учебу. За время учебы переменилось отношение к родному краю, не раздумывая приехала в Якутию с дипломом инженера. Вспоминая, улыбается и говорит: «В синей обложке, и с красным лицом». Молодому специалисту начальник станции п.Беркакит Виктор Ляшко предлагал работать дежурной по станции Оборчо — не согласилась. Выдержала неделю и её направили работать на станцию жизни Нерюнгри — Пассажирская.

* * *

Сегодня мы уже с бабушкой Еленой Братишко (Долговой), внуком Савелием и невесткой Дарьей приехали на вокзал. Прошли не спеша по перрону станции, посмотрели на спешащих пассажиров, проводили в добрый путь пассажирский поезд. Августовский день был наполнен теплом нахлынувших воспоминаний нашей героини. Было интересно наблюдать за уверенной и счастливой походкой трудового человека. Вместе спустились к перрону, к бетонной стене, там, где барельеф «Оленья упряжка». Елена указала на бетонную шапку нарисованного оленевода, на которой какой-то шалун-работник каждую смену писал: «Это ДС Братишко».

Елене тогда это очень не нравилось, и она замазывала надпись серой краской, а в следующую смену надпись опять появлялась. Гадала, что за поклонник или доброжелатель пишет. Сейчас эта надпись вызывает лишь добрую улыбку. Мы прошли по привокзальной площади, помолчали у памятника машинисту тепловоза Владимиру Бочкареву, посидели на скамейках. Вспомнили многих железнодорожников, что трудились и трудятся на железке, поблагодарили всех, кто выбрал эту трудную, но очень нужную профессию. Вспомнили интересную дружбу лисы и собаки на станции Беркакит. Елена уверенно сказала, что по первому снегу лисичка опять объявится.

Жизнь нашей героини во всём удалась, где фундаментом заложена работа на железной дороге. Стала отличным специалистом железнодорожной работы. Многое успела сделать счастливая на работе и в семье женщина. Вовремя вышла замуж, родила сына Александра. И ещё с мужем Михаилом воспитали четырех приемных детей. Сейчас по выходным дням большая семья собирается на дачном участке, только успевай поворачиваться, не соскучишься.

Юрий Коковин, фото автора

Читайте дальше