В нерюнгринские школы поступили новые учебники по истории для старшеклассников.
Сегодня, когда нашей стране брошены беспрецедентные вызовы, Россия должны воспитать подрастающее поколение не просто в духе патриотизма и высокой гражданственности. Молодежь должна в полной мере разбираться в первопричинах происходящего и уметь анализировать прошлое. В первую речь идет о школьном образовании, где и закладываются эти основы.
С 1 сентября российские школы перешли на единые учебники по истории для старших классов. Их авторы — экс-министр культуры, советник президента России и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов и научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Они принципиально отличаются от тех, по каким книгам учили еще совсем недавно. Это первые учебники, в которых синхронизированы курсы истории России и Всемирной истории. Кроме того, здесь немало нововведений, в которых мы и решили разобраться.
Великой Отечественной войне – особое внимание
К сожалению, в прежние годы в школе Великой Отечественной войне уделялось немного времени, а ведь это один из важнейших этапов истории нашей страны. Если посмотреть, например, учебник Н.В. Загладина, по которому занималось большинство российских школ, то можно увидеть, что раздел «Человечество во Второй мировой войне» включает в себя всего лишь 6 параграфов. Обороне Сталинграда (а мы помним, что именно эта битва переломила ход войны) уделено всего три абзаца. Что такое шесть параграфов и три абзаца для таких глобальных событий истории?! Что вынесет десятиклассник из них?
В новых учебниках картина совершенно иная. Великой Оте-чественной войне отводится 12 параграфов, а это треть всего учебника. Каждый из них посвящен отдельным этапам войны.
Подробно и вдумчиво в учебниках рассказывается о причинах войны, о ее уроках и роли в мироустройстве. Здесь, пожалуй, впервые не обошли без внимания роли Иосифа Сталина в Великой Победе. Более того, в учебнике рассказывается и о том, что (цитируем) «Сталин как несет ответственность за поражения и потери, так и по праву входит в число главных творцов Победы».
Свидетели истории
Сегодняшним школьникам повезло: они – очевидцы поистине эпохальных событий. История новейшая творится буквально на их глазах, и сейчас же входят в курс новые школьные учебники.
В учебниках для 11 класса появился целый раздел, посвященный специальной военной операции. Именно он завершает учебный курс истории. Рассказу о СВО предшествует несколько подразделов о предпосылках войны на Донбассе, возрождения нацизма на Украине, подробно рассматриваются аспекты международных отношений. То, о чем сегодня говорят в телевизионных новостях, старшеклассники еще глубже изучат в школе и научат отделять правду от прозападной лжи.
В конце параграфа есть отдельный подраздел «Россия – страна героев». В нем упомянуты 18 героев специальной военной операции и описания их подвигов. Так, в учебниках увековечены имена Нурмагомеда Гаджимагомедова, Владимира Жоги, Канамата Боташева, Ольги Качура.
Параграф завершается следующими словами: «Они и есть настоящие, не выдуманные герои нашего времени. Они рядом, они среди нас. Они – пример чести, мужества и веры в правоту нашего дела. Их имена, их ежедневный подвиг соединяются в тысячелетней летописи российской истории с деяниями миллионов их героических предшественников. Так всегда было в истории нашей Родины. И так будет. Всегда».
Родина – это Россия
Учебники хороши не только своей объективностью и правдивостью. Они включают в себя множество фотографий, выдержки из документов, выступлений, хронологий. От этого история словно оживает, становится более объемной. Школьникам также предлагается перечень книг и документальных фильмов, которые станут отличным дополнительным материалом к изученному. Кроме того, на последней странице в виде QR-кода размещены ссылки на такие интернет-ресурсы, как сайт президента, органов государственной власти, «Волонтеры Победы», «Память народа», «Поисковое движение России» и другие. В чем ценность этих учебников? Они дают полную картину происходящих сегодня событий, их первопричины и последствия, их роль во всемирной истории доступным понятным языком.
В тексте учебников формируется целый диалог со школьниками. Вот, например, какие выводы делают авторы, говоря об импортозамещении: «После ухода иностранных компаний многие рынки перед вами открыты. Открыты фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — воистину страна возможностей».
Именно Россия ставится в учебниках во главу угла. Не замазываются исторические ошибки, но грамотно объясняются трагические порой последствия, как, например, в разделах о перестройке и событиях октября 1993 года.
«История России. 1945 год – начало XXI века. 11 класс». «Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся патриотизма и российской гражданской идентичности».
Учебники построены так, что одно логически вытекает из другого. В конце параграфов, как это принято, школьникам предлагают ответить на вопросы, причем выстроены они так, что ученик должен не просто ответить, а аргументировать свою точку зрения.
Суть школьного образования в том, чтобы идентифицировать человека как личность, дать возможность ему развиваться и совершенствоваться. Из стен школы должен выйти совершенно дееспособный человек с четко сформированным мировоззрением, способным думать и принимать решения.
И именно история становится тем предметом, который учит главному – любить свою страну, знать ее прошлое, понимать ее настоящее и верить в ее будущее.
Владимир Путин, Президент Российской Федерации: «Вопрос действительно общенационального значения. История вообще важна для любого народа, особенно на каких-то сложных поворотах жизни государства. Для нас как раз такой момент наступил, когда мы обязаны очень внимательно относиться и к истории, и к формированию общественного сознания на базе достоверных исторических данных».
Ольга Винокурова, учитель истории I категории СОШ №1 (стаж 38 лет): «Новые учебники дают возможность ученикам думать, анализировать, сопоставлять факты. Гуманность, гражданственность и патриотизм – это базовые основы преподавания истории в Российской Федерации, и учебники соответствуют им в полной мере».
Аксинья Луценко