Они были первыми: Об учителях-первостроителях

Наступивший год является для Нерюнгри юбилейным. Город готовится к 50-летию: подводятся итоги работы в разных сферах, ставятся новые цели и задачи, планируются различные мероприятия, организуются деловые встречи, продумываются концертные программы.

Мое проживание в Нерюнгри на год меньше его возраста. Душа наполнена воспоминаниями о людях, которые добровольно и сознательно ехали в эти места, где был только один хвойный лес. Среди них было много учителей. Через несколько десятилетий их отнесут к разряду первостроителей.

30 лет рядом со мной трудились люди, полные идей, озаренные огнем вдохновения, а самый яркий след оставили годы «чудесные: с дружбой, с книгой, с песнями». Это были 70-е, 80-е годы, когда мне приходилось курировать работу учителей начальных классов и воспитателей ГПД (родители детей были целыми днями на работе, и в школах открывались группы продленного дня).

Разные по возрасту, учителя были одинаковы в действиях: делились методическими находками, радовались успехам друг друга, проявляли свои таланты. Было много сложностей, но никто не жаловался, не ныл. Каждый старался выработать в себе терпение, не давать поблажек, накапливал опыт.

Помнится начало 80-х. В связи с проведенной школьной реформой вводится новый предмет — Природоведение. Как тут не вспомнить учительницу Шаманову Татьяну Алексеевну! Она проводила эти уроки, отступая от традиционного построения. Казалось бы, что может быть интересного на уроке при изучении темы «Хвойные и лиственные деревья?». Принести гербарий, рассмотреть его, найти различия, подтвердить наблюдения текстом учебника – и материал усвоен.

Но Татьяна Алексеевна считала, что нужно поддерживать интерес к учению. Она начала урок песней. Нет, не прослушиванием грамзаписи. Она пела сама. Пела о русском лесе, его величии и красоте. Замер класс, слушая учительницу. Закончив, спросила детей: «Услышали ли вы голос леса, увидели ли в нем деревья?». И начались ответы. Кто-то услышал шелест листьев красавицы-березки, кто-то увидел зеленую сосну и птичку на ней. Рассуждая, дети пришли к выводу, что лес зимой не умирает, он живет.

После урока ученики говорили: «Наша учительница поет, как артистка». Невозможно забыть и другой её урок, на котором происходит чудо: учительница предлагает детям закрыть глаза, а когда открыли – на учительском столе, словно в сказке, вырос букет живых цветов, огурец и помидор.

Татьяна Алексеевна заранее пригласила маму одного из учеников, которая работала в теплице, чтобы та рассказала детям, как в суровых северных климатических условиях выращивают цветы и овощи. И вновь ребята соприкоснулись с жизнью, получили не только знания, но и возможность удивляться.

Как часто мы затрудняемся прочесть текст, написанный от руки.

В связи с этим вспоминаются уроки каллиграфии, проводимые молодой учительницей Худяшовой Надеждой Григорьевной. Обучая написанию букв и их соединений, она никогда не ограничивалась молчаливым показом. Звучали комментарии типа «построим мостик», «пришьем петельку», «поставим ушки над макушкой», «опустим хвостик у буковки».

Дети писали аккуратно, соблюдая правила написания. А если в средних классах учителя продолжали преемственность, то старшеклассники выходили из школы с устойчивым, разборчивым почерком. К сожалению, сейчас убран из программы начальной школы такой предмет, уходит понятие «образцовая тетрадь».

А Худяшова Надежда, повысив образование заочно, до самого выхода на заслуженный отдых преподавала русский язык в 5-9 классах гимназии № 1, всегда требуя от учащихся правильной каллиграфии.

Среди учителей-первостроителей были и молодые, и стажисты.
И те, и другие отдавались делу всем сердцем и душой. Залогом, например, в работе стажистов: Алешкиной Алексадры Ивановны, Степановой Анны Ивановны, Горбуновой Раисы Ивановны, Ващенко Нины Григорьевны — была настойчивость. Если они видели, что ученик недорабатывает, то находили приемы, с использованием которых добивались успехов. Осталась в памяти их большая наставническая работа.

К примеру, Зайнутдинова Анна Владимировна и Бейшеева Роза Александровна, мать и дочь, были членами одного коллектива (СШ № 1). Анна Владимировна во всем являлась примером для дочери, начинающей учительскую деятельность, а главное — относилась к ней, как к равной коллеге, наставляя и передавая опыт. Через несколько лет имя Бейшеевой Розы Александровны, работающей уже в СШ № 13, звучало на городских учительских конференциях, как одно из лучших.

Наверное, у всех учителей должны были быть на первом месте дом, семья, но была работа – работа от души и с результатом.

Никто не будет отрицать, какими значимыми и любимыми были тогда выражения: «Октябрята – дружные ребята», «Пионер — всем ребятам пример». Ушли октябрятские и пионерские организации, ушел устав пионеров, ушли пионерские песни. А что пришло взамен?

С уверенностью могу сказать, что старожилы города, многие из которых, возможно, в 80-е годы учились в СШ № 6, помнят Алабова Андрея Александровича. В этой школе он работал старшим пионервожатым. Андрея Александровича редко можно было видеть одного – всегда был окружен учениками. Каких только мероприятий он не проводил! Пионерские сборы всей школьной дружины, различные конкурсы, игры, экскурсии, походы. Еще и успевал помогать проводить вечера для старшеклассников. А уж новогодние праздники без Алабова Андрея никто не мог представить. Двери пионерской комнаты всегда были открыты, там никогда не было свободных мест.

Не все школы были сразу укомплектованы кадрами на 100%. Количество учащихся росло с каждым годом, школы строились быстро, что требовало новых штатных единиц. Например, учитель трудового обучения девочек Бородина Галина Константиновна, приехавшая в 1977 году, работала одновременно в СШ № 1 и в СШ № 2.

Было сложно, но она успевала, помимо выполнения программы, вести кружковую работу. Ее кредо — «Ученицы хотят – учитель должен» сопровождало учительницу все 36 лет работы в Нерюнгри. А ученицы, особенно старшеклассницы, хотели учиться рукоделию, кулинарии. Галина Константиновна учила обработке ткани, проводила лабораторные и практические работы — это на уроках, а вне уроков проводила предметные недели, во время которых готовила учениц к конкурсам, где они не раз занимали призовые места. Ко всей внеурочной работе вскоре добавилась проектная деятельность.

Так Бородина Галина Константиновна обогащала знания и умения старшеклассниц научной работой вперемежку с практикой. Менялась программа, менялось название предмета (Обслуживающий труд, Технология), но не менялась учительница.

Глубоко влюбленная в свое дело, она завоевала авторитет среди учительства города. Работая в СШ № 17, в СШ № 3, делилась опытом через проведение открытых уроков. А эти уроки являлись школой мастерства, отличались четкостью планирования, совершенством форм и методов. Требовательная к себе, всегда находясь в поиске, Бородина Галина Константиновна строго следила за оформлением кабинета.

Памятки, инструкции по владению предметами домашнего обихода, выставки ученических работ делали ее кабинет теплым, уютным. При проведении городских смотров он не раз занимал первые места. Труд учителя-первостроителя был отмечен множеством грамот, благодарственных писем, правительственных наград.
Старший учитель Бородина Галина Константиновна — ветеран труда, Почетный ветеран просвещения Якутии, Отличник просвещения РФ.

С ностальгией вспоминается конец 80-х, когда у учителей начальных классов СШ № 6 родилась идея о переходе на 35-минутный урок. Скептиков и недоверия хватало. Даже в ГорОНО к этому отнеслись настороженно. Пришлось обращаться за поддержкой к министру народного образования Якутии. Получили официальное разрешение.

Начало всегда трудное. На первых порах учителям было сложно укладываться в укороченный урок. Стали искать выход. Все 20 человек разбились на 4 группы, каждая из которых работала над определенной проблемой. Затем обменивались опытом. Создали методсовет, на котором анализировали работу. Главный акцент перенесли на интенсификацию урока. Все это дало положительный результат.

Через 2 года учителя: Давиденко Зинаида Павловна, Родина Татьяна Ивановна, Худяшова Надежда Григорьевна рассказывали об экспериментальных достижениях на городской учительской конференции. А они были таковы: если в 1987 году обучающихся в начальных классах на «4» и «5» было 44%, то в 1988 году — 51%.

Помнится, что эффективность трехгодичного эксперимента отметили, экспериментаторам вручили грамоты и подарки, но, к сожалению, к распространению между другими школами города не допустили. Объяснили это тем, что в СШ № 6 творческий коллектив учителей начальных классов, лишь им такая работа под силу.

Возможно, во мне царит некоторая сентиментальность, но учителя 80-х были очень инициативными, обладали знаниями педагогики и психологии, умели ориентироваться в большом потоке методических новинок.

Об учителе судят по умению проводить уроки. «Она — классный учитель!», — так говорили учащиеся СШ № 6 о преподавателе истории и обществоведения Зубаревой Людмиле Васильевне. (1982г). Несмотря на то, что она имела еще малый опыт, на уроках царила деловая атмосфера, доверительный стиль общения, помогающий ученикам продвигаться вперед в соответствии с их возможностями.

Дети получали не только знания, но и учились умению общаться. Тактичная, терпеливая, она могла вселить надежду на успех, уделяя особое внимание практической направленности урока: старалась каждую минуту занять какой-то деятельностью. Это могли быть игровые ситуации, тестирование, составление головоломок — все зависело от возраста учащихся.

Особую значимость Людмила Васильевна придавала мало распространенным в те годы «политическим боям» среди старшеклассников, во время которых выявлялись как знатоки исторических событий, так и политинформаторы. Именно они после консультации с учителем шли в 5-е-7-е классы проводить политинформации.

Город помнит историка Зубареву Людмилу Васильевну как творческую личность, как учителя, отличающегося рационализаторским подходом к работе, как человека высокой гражданской позиции.

Для того, чтобы хорошо работать, надо искренне любить работу. Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле. Советский ученый В.А. Обручев писал: «Способности, как и мускулы, растут при тренировке».

Свои способности завуча Сафонова Валентина Константиновна узнавала и применяла несколько десятилетий. Нельзя забыть сентябрь 1975 года. «Старый» город, улица Юбилейная, сдается первое кирпичное школьное здание. Вздохнули родители, радуются старшеклассники: наконец-то, не придется ездить на учебу в школы Чульмана.

Руководителями новой школы, еще не имеющей номера, назначили приехавших в город педагогов — Милецкую Нину Леонидовну (директор) и Сафонову Валентину Константиновну (заместитель). Так начался путь завуча Сафоновой Валентины Константиновны в нашем городе. Продолжался он в СШ № 2, а когда открылась в новом городе СШ № 13, отдел образования назначил туда Сафонову Валентину Константиновну завучем. И так в этой должности Валентина Константиновна проработала в школах Нерюнгри 34 года!

Основа успеха ее труда в качестве завуча — методический рост учителей, их становление. Она вела огромную работу по организации учебно-воспитательного процесса: посещала много уроков, анализировала их, проводила проверки, направляла работу педагогов по обобщению и формированию передового опыта. Особое место отводила обучению молодых учителей: помогала практическими советами, содействовала овладению методикой и приемами обучения и воспитания. Если бы сегодня пришлось выстроить всех первостроителей-руководителей в ряд, то по количеству отработанных лет в должности завуча Сафонова Валентина Константиновна была бы впереди.

Многие учителя достигали карьерного роста — становились директорами и завучами школ, но не с помощью чьих-то хлопот, а, как говорится, «своим лбом», за счет приобретаемого опыта.

Как пример, можно назвать Канурину Ларису Иосифовну, которая через пять лет работы учителем физики поднялась до должности завуча. А когда директора СШ № 6 Лю Ирину Владимировну (к слову, тоже выросшей до этой должности за счет умения трудиться) назначили начальником МУО, Канурина Лариса Иосифовна возглавила школу.

За счет богатого опыта поднялись по служебной лестнице — Вдовина Нелли Николаевна, Титовец Виктория Геннадьевна, Шульга Лидия Николаевна, Еремин Владимир Николаевич, Болкунова Анна Владимировна, Блинков Сергей Иванович, Виноградова Людмила Петровна.

Строилась БАМ, город кипел от избытка оптимизма людей, их энергии. В этой связи вспоминается необыкновенная работоспособность учителя литературы Носковой Л.М. Талантливая в написании стихов, она вела кружки поэзии, где обучала ребят стихосложению. И позже, в течение многих лет, в СШ № 6 существовала традиция у старшеклассников – в дни рождения писать друг другу поздравительные стихи собственного сочинения.

Результатом работы учителей математики (СШ № 6) Будреева Иннокентия Семеновича, Болдыревой Светланы Ивановны, Бракк Елены Михайловны и учителей физики Болдырева Виктора Ивановича, Кануриной Ларисы Григорьевны, Вдовина Валерия Абрамовича являлось высокопроцентное поступление выпускников в высшие учебные заведения страны, при существующих больших конкурсах и отсутствии каких-либо льгот.

Вся гордость этих учителей была в росте посеянных ими семян знаний. Надо сказать, что работали в те годы не столько за деньги, сколько за процветание сурового края, называемого Южной Якутией, а именно города Нерюнгри.
Отдав городу по 30-40 лет, многие первые учителя возвратились в «сердцу милые» края, кто-то уехал поближе к детям и внукам, а кто-то остался в Нерюнгри, где «долгой зимой лишь туман морозный», и продолжают работать: Блинков Сергей Иванович (директор гимназии № 1), Пасхина Татьяна Константиновна и Абдурзакова Татьяна Анатольевна (учителя начальных классов СШ № 1).

Наверное, трудно оставить школу – мастерскую, куда пришел молодым, а многолетний труд сделал тебя опытным.
Рассказав лишь малую толику о тех, кто начинал полвека назад трудиться в школах Нерюнгри, хотелось бы, чтобы новое учительское поколение продолжало осуществлять связь времен, передавать эстафету из настоящего в будущее, чтобы труд учителей был таким же творческим, каким он был у педагогов-первостроителей.

Валентина Сизонова,
старожил города, ветеран педагогического труда,
заслуженный учитель РСФСР

Фото из личного архива В. Сизоновой

Читайте дальше