Имя председателя Нерюнгринского городского Совета депутатов Юлии Гнилицкой нечасто увидишь на страницах газет. На наш взгляд это несправедливо, ведь именно депутатский корпус – важнейший орган местного самоуправления, на чьи плечи ложится бюджет, от которого зависит жизнедеятельность всего городского хозяйства. Поэтому наш сегодняшний собеседник – руководитель представительного органа Нерюнгри.
— Юлия Борисовна, в прошлом году городская администрация бодро рапортовала о том, что взят курс на пополнение собственного парка дорожной техники. Есть ли результаты этой работы?
— Депутаты городского Совета такие же жители Нерюнгри. Нас, как и всех, не устраивает неудовлетворительное состояние дорог, а также обслуживание их и прилегающих к ним территорий. В 2023 году мы поддержали муниципалитет в приобретении двух комбинированных дорожных машин. Нам, депутатам, было преподнесено это таким образом, что с покупкой КДМ наши дороги начнут приходить в подобающий вид. И тогда мы понимали, что если не поддержим предложение, то вообще останемся без посыпки дорог в холодное время года, а летом не будет влажной уборки улиц города. Таким же образом мы поддержали администрацию в приобретении грейдера в этом году.
Однако есть четкое понимание того, что купить технику не равно решить проблему состояния наших дорог. Ведь появляются другие проблемы – содержания и эксплуатации техники, наличия ремонтной базы и гаража, а также специалистов, которые будут работать на этой технике.
Мы неоднократно настаивали на том, чтобы городская администрация разработала долгосрочный план развития городского хозяйства, поскольку подходить к этому вопросу нужно максимально серьезно и грамотно. Мы должны видеть перспективу, а не решать вытекающие проблемы, возникающие после приобретения техники.
— На последней сессии депутаты второй раз отклонили предложение муниципалитета передать в АО «НИКА» скандально известный коттедж на Новостроевской, 7. Почему?
— Начать нужно с того, что АО «НИКА» было создано в 2013 году для эффективного управления муниципальным имуществом, в том числе недвижимым. В уставной капитал Общества было передано муниципальное имущество балансовой стоимостью на тот момент порядка 99 миллионов рублей. Предполагалось, что в доходную часть бюджета будут поступать дивиденды от управления имуществом. Так, например, в прошлом году дивиденды составили всего 1 миллион рублей (разводит руками – прим. авт.).
Теперь о коттедже. В свое время он достался администрации абсолютно бесплатно. Когда к власти пришел действующий глава Илья Гудошник, он предложил избавиться от коттеджа как от «яблока раздора» путем его продажи. Об этом он заявил в своем интервью и обратился с таким предложением к депутатам. По оценке 2023 года коттедж стоил примерно 12,5 миллиона рублей.
Однако администрация провела аукцион лишь в один этап – то есть имущество должно было быть продано по оценочной стоимости. Второго этапа, при котором подразумевается снижение цены до 50%, не было. Почему? Этот вопрос стоит адресовать руководству города. Между тем, депутаты считают, что даже эти 50% стали бы неплохим пополнением бюджета. Более 6 миллионов рублей – это дивиденды за 6 лет! История скандального коттеджа продолжилась предложением администрации передать злополучный коттедж в АО «НИКА», и мы вынесли свой категоричный отказ.
— Чем Вы руководствовались?
Что означает передача имущества в АО «НИКА»? Здесь все просто: потом мы не узнаем дальнейшую судьбу этого имущества. Несмотря на то, что АО «НИКА» подотчетна депутатскому корпусу, информация о его хозяйственной деятельности для депутатов блокируется. О размере дивидендов я говорила выше. 1 миллион рублей прибыли за год! Это очень мало, если не сказать, что ничего. Поэтому большинство депутатов считает передачу такого дорогого имущества в АО «НИКА» неэффективной.
— Вы говорите, что у городского Совета нет доступа к АО «НИКА» как к Обществу, подведомственному администрации. А что с остальными учреждениями, организациями и предприятиями города – организациями культуры (ЦКиД им. А.С. Пушкина, биб-лиотека, музей, парк), АО «Лифтремонт», МКУ «Управление городского хозяйства»)?
— Ситуация аналогичная. Мы настаиваем на том, чтобы в каждом учреждении были представители Совета депутатов, как это было при предыдущем главе города. Считаю, что мы имеем право хотя бы заслушать отчет главы о финансово-хозяйственной деятельности этих учреждений, чтобы принимать участие в процессе принятия решений, а не на стадии итоговых рассмотрений, как это происходит сейчас.
— Юлия Борисовна, на протяжении нескольких лет не решается вопрос с приютом для бездомных животных. Какие шаги предприняты в этом направлении?
— Можно сколько угодно спорить о совершенстве или несовершенстве закона, но мы обязаны его исполнять, а значит, приют должен быть. В старом городе есть здание, которое в настоящий момент поставлено на учет в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйное. Администрация города обратилась в суд с заявлением о признании права на него. В свою очередь депутаты уже поддержали муниципалитет в части выделения 2,85 миллиона рублей на осмотр здания и разработку проектно-сметной документации на приют. Надеемся, что к лету вопрос сдвинется с мертвой точки.
— Насколько эффективно реализуются программы по благоустройству города?
— К сожалению, в прошлом году федеральная программа «1000 дворов» оказалась провалена. Из семи заявленных дворов, на которые были предусмотрены федеральные средства, благоустроено было всего три. Подрядчик ООО «Сахалит», который должен был выполнять работы аж на четырех дворах, внесен в реестр недобросовестных. Да, он не справился со взятыми обязательствами. Но есть вопросы и к администрации города. Почему не велся контроль? Почему претензионная работа началась только к осени? Депутаты были вынуждены инициировать совместную с контрольно-счетным органом выездную проверку для подтверждения этого факта.
В итоге на последней сессии депутатам пришлось принимать решение о выделении средства уже из местного бюджета, чтобы закончить работу на этих объектах, а это 21 миллион рублей! Но, повторюсь, что программа федеральная, и она вообще не предполагала финансового участия муниципалитета. А доделывать придется уже за счет городского бюджета.
В этой связи хочется особо обратить внимание на следующее. Нашему городу выделены 150 миллионов рублей на обустройство культурного парка. Это, конечно, отличная новость. Депутатский корпус надеется, что молодая команда мэра обязательно учтет те ошибки, которые были допущены с программой «1000 дворов», и будет осуществлять должный контроль за работой подрядчиков на всех этапах. Важно понимать, что это федеральные средства, и нельзя их не освоить.
— Юлия Борисовна, как Вы, как председатель городского Совета депутатов, оцениваете совместную работу представительного органа и администрации города Нерюнгри?
— За последние полтора года я вижу, что произошли определённые положительные сдвиги в нашей совместной работе. Депутаты будут и дальше стремиться к тому, чтобы деятельность администрации была более открытой, прозрачной и — самое главное — эффективной. У нас есть вопросы, по которым мы пока не пришли к единому мнению: это те же дороги, приют для животных, коттедж. Но, повторюсь, и глава города, и депутаты избраны народом не для удовлетворения личных или политических амбиций.
Наша совместная деятельность должна быть направлена на то, чтобы нерюнгринцам жилось лучше, безопаснее и комфорт-нее. А значит, нужно работать, засучив рукава.
«Уверена, что и городская администрация, и депутатский корпус должны идти рука об руку для эффективного управления городским хозяйством. Наша конечная общая цель – повышение качества жизни нерюнгринцев»., — считает Юлия Гнилицкая.
Аксинья Луценко