Мы привыкли, что школа – большое здание, в котором на перемене толпы веселых учеников сломя голову бегут в столовую, где просторные кабинеты с партами на двух детей. Поэтому основная общеобразовательная школа № 10 села Большой Хатыми (именно так звучит ее полное название) разительно выделяется на общем фоне образовательных учреждений нашего района.
Когда впервые видишь школу, сразу и не поймешь, большая она или маленькая. Обычное двухэтажное здание на окраине села. В него просто так не попадешь – здесь четкая система охраны: сначала звонок на вахту – и лишь потом тебе откроет дверь строгий, но приветливый вахтер. Прозвенит рамка металлоискателя, и ты входишь в школу.
Первое, что приходит на ум: «Зачем металлоискатель в школе такого маленького села?».
— К нам требования такие же, как и ко всем остальным школам, — комментирует директор школы Виктория Юрьевна Максимова.
Эту фразу она повторит еще не раз в ходе нашего разговора.
Перед глазами два флага – российский и якутский. Гардероб для детей — ряд шкафчиков, словно в начальной школе.
На первом этаже расположены спортивный зал со снарядами, пищеблок, санузлы, кабинет директора. Второй этаж полностью отдан под кабинеты для учеников. Кабинетов всего пять. В каждом кабинете по… три парты.
— Сколько учеников в школе?
— Всего три. Шестой, седьмой и восьмой класс, — отвечает Виктория Юрьевна.
Классы очень маленькие, но уютные, полны зелени. В одном из кабинетов стоят компьютеры. Установлены интерактивные доски.
— В плане оснащения мы ничем не выделяемся от других школ района и не чувствуем себя обделенными. Требования надзорных органов к нам тоже точно такие.
Сложно представить, как организован учебный процесс в седьмом классе, где всего один ученик. Есть, безусловно, и плюс: учитель занимается с подопечным индивидуально на протяжении всего процесса. С другой же стороны ученик точно знает: его на уроке обязательно спросят, потому что спрашивать просто больше некого. А уроков в день бывает и 6, и 7, поэтому нагрузка на ученика ложится колоссальная.
Детей в школе мало, поэтому вся внеурочная деятельность – это, в основном, совместные с учителем занятия. Нет ни кружков, ни секций. Поэтому участвовать в общерайонных мероприятиях крайне проблематично. Также проблематично организовать какую-либо команду или организовать групповую работу.
Первоклассников в школе нет уже давно, как и нет выпускников. Последний выпускник был года три назад.
— Отсутствие детей – наша самая большая проблема, — сетует Виктория Юрьевна. – Хотелось бы жизни, движения. Хочется работать для кого-то. Жаль, что в школе созданы все условия для образования, а учить некого.
И при этом учителя в школе есть. Учитель русского языка и литературы живет в селе. Учитель математики живет в городе и приезжает в Хатыми на пять учебных дней в неделю. Есть учителя, приезжающие на один-два дня в зависимости от расписания.
— Вот обещают, что новый дом сдадут в эксплуатацию, и для учителей выделят квартиру, чтобы по приезду сюда они могли жить в комфортных условиях, — делится Виктория Юрьевна.
Как говорит директор школы, маленькая нагрузка на преподавательский состав, конечно, сказывается на зарплате, но руководство пытается искать выходы, например, совмещения. Учитель физической культуры является также и воспитателем в детском саду.
Детский сад в селе Большой Хатыми такой же миниатюрный: спальня, игровая, спортивный зал. Сад посещают всего 7 детей от полутора до шести лет, и все они составляют одну разновозрастную группу.
— Раньше детский сад располагался в отдельностоящем здании, а посещали его всего три ребенка. Но это дополнительные финансовые затраты на его содержание, а детей совсем мало. Поэтому приняли единственно верное решение оптимизировать расходы, и теперь он здесь же, в школе.
При этом вопрос о закрытии образовательного учреждения в селе не стоит совсем.
— Даже если один ребенок будет, все равно школа будет работать, — говорит Виктория Юрьевна.
А в глазах директора этой очень малокомплектной школы стоит грусть. Поэтому что в этих стенах, хоть и очень уютных, нет привычного ребячьего гомона. Может быть, со временем село обретет новую жизнь, а школа наполнится детскими голосами.
В это очень хочется верить и директору, и учителям, и всем хатыминцам.
Аксинья Луценко