«Я провожаю в небо самолёты». Обладатель премии «Человек труда-2024» Алексей Киреев рассказал о работе в авиации

В первый день мая глава Республики Саха (Якутии) пятидесяти лучшим труженикам региона вручил премию «Человек труда». Этой высокой награды удостоены и трое нерюнгринцев, среди которых Алексей Киреев, начальник участка наземного обслуживания воздушных судов филиала «Аэропорт Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера».Трудовой путь Алексея Киреева в авиации насчитывает 33 года, а всё началось, как это часто бывает, с детской мечты.

Он же токарь, он же авиатехник

Нерюнгринская страничка жизни нашего героя началась в шесть лет в 1976 году, когда из Железногорска Курской области в Якутию на заработки переехали его родители. Отец устроился бульдозеристом в «Якутуглестрой», мама электрообходчиком в «Якутуголь», а жили с видом на угольный разрез, в балках в старом городе.

— До 12 лет я с трудом переносил полёты: меня от специфического самолётного запаха в салоне сильно тошнило.
А потом в один момент организм успокоился, и началась другая проблема – захотелось стать пилотом гражданского самолёта, управлять такой махиной. Почти каждые выходные мы со школьными товарищами приезжали в старый аэропорт и смотрели как взлетают и садятся самолёты. Проблема заключалась в том, что у меня было не стопроцентное зрение, а это является серьёзным препятствием на пути к профессии пилота, — вспоминает Алексей.

В старших классах по обязательной в то время начальной профессиональной трудовой подготовке Алексей Киреев в учебно-производственном комбинате (УПК) отучился на токаря и после школы год отработал на ремонтно-механическом заводе.

— Тогда я уже знал, что не пройду врачебно-лётную экспертную комиссию по зрению, потому начал думать о других профессиях. Работать токарем на РМЗ нравилось. Это был 1987 год, завод вводился в эксплуатацию, поступало много разного оборудования, которое мы помогали монтировать, у предприятия было очень интересное и перспективное будущее. Но мне не хватало простора, стены буквально давили, и я принял решение поступать в лётное училище не на пилота, а на авиатехника. Быть поближе к самолётам. И мой старший брат, который к тому времени выучился на аналогичную специальность в Рижском Краснознамённом институте инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола, советовал так сделать. Выбрал Омский лётно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского, так как выездная приёмная комиссия принимала экзамены в Якутске, — рассказывает Алексей Киреев.

16 самолётов и 6 вертолётов

После окончания колледжа новоиспечённый специалист вернулся в Нерюнгри и устроился в аэропорт авиатехником авиационно-технической базы (АТБ).

— Работать было очень интересно. Только начали летать сюда ТУ-154, у аэропорта были своих пять ТУ-154, одиннадцать ЯК-40 и шесть вертолётов МИ-8, плюс транзитные самолёты, большой штат сотрудников. В АТБ входили вертолётный участок, участок трудоёмких работ, который выполнял регламентные, длительные работы по самолётам, участок операционного обслуживания, занимающиеся подготовкой воздушного судна к вылету. Меня определили как раз на оперативный участок, где заправляли самолёты, подключали к нему аэродромные источники питания для прогрева оборудования внутри судна, тестировали приборы и многое другое. Там я проработал восемь лет. В 1994 поступил в Академию гражданской авиации г.Санкт-Петербург по специализации «Организация радиотехнического обеспечения полётов», которую окончил 1998 году. Была присвоена квалификация «инженер»,говорит Алексей.

Затем наш лауреат премии «Человек труда» занимал должность авиатехника по приборам и электрооборудованию. В январе 2008 года был назначен на должность инженера по техническому обслуживанию приборов и радиоэлектрооборудованию инженерно-авиационной службы филиала «Аэропорт Нерюнгри» ФКП «Аэропорты Севера». Этот период работы был связан с командировками в разные северные аэропорты.

— Командировки были по месяцу, а когда и по два. Очень нравилось летать в посёлки Белая Гора, Чокурдах, Среднеколымск. Я ребятам в качестве гостинцев привозил редиску и укроп, а они мне дарили рыбу, — улыбается собеседник. – Впечатляли белые ночи, во время которых даже приходилось на работе надевать солнцезащитные очки. Очень красивая природа, богатые рыбой реки. Я, как заядлый рыбак и охотник, между сменами отводил там душу.

«Я провожаю в небо самолёты»

В июле 2016 Алексей Киреев был назначен на должность начальника участка наземного обслуживания воздушных судов. Сегодня в его подчинении 14 сотрудников, множество возложенных операционных задач, которые обозначаются английским словом «хэндлинг».

Задачи включают в себя: встречу, обеспечение стоянки и выпуск воздушных судов, обеспечение наземным источником электропитания, руководство подъездом (отъездом) спецавтотранспорта, открытие и закрытие люков багажно-грузовых отсеков воздушных судов, заправка авиатопливом, противообледенительная защита воздушных судов, удаление наземного обледенения, контроль за запуском двигателей и выруливанием воздушных судов, подогрев салонов самолёта, двигателей, заправка систем самолёта питьевой водой; обработка санузлов и внутренняя уборка воздушных судов. И это далеко не весь перечень.

Начальник участка правильно направляет подчинённых на выполнение поставленных задач, проводит эффективную работу по повышению качества выполняемых работ, анализирует всю поступающую документацию, директивы, регламенты, держит связь напрямую с авиакомпаниями транзитных самолётов.
— Я не летаю сам, но зато провожаю в небо самолёты, что тоже очень важно. Наша служба грамотным обслуживанием на земле обеспечивает безопасность полётов. А это является приоритетной целью любой авиакомпании и аэропорта, — объясняет Алексей Киреев.

«Человек труда» – это каждый из нас

— Думал ли я, когда молодым парнишкой впервые шёл по взлётной полосе, что за свой труд буду получать награду из рук главы республики? Конечно, нет. Но с первых дней работы в аэропорту, с первой подготовки самолёта к вылету, я понял, что сделал правильный профессиональный выбор и ответственно выполняю возложенные обязанности более 30 лет. Но таких людей – профессионалов своего дела – в нашей родной Якутии тысячи, и каждый достоин звания «Человек труда». Взять хоты бы наш аэропорт. Он работает как часовой механизм, благодаря серьёзному подходу к делу, добросовестному, неравнодушному коллективу. Поэтому сидеть на сцене и слушать добрые слова за свой труд было не только волнительно, но и неловко.

Для меня эта премия, прежде всего, оказанные уважение и доверие коллектива, с которым работаю бок о бок и которые выдвинули мою кандидатуру. Большое им спасибо за испытанные эмоции, — поделился лауреат премии «Человек труда» Алексей Киреев.

Оксана Шевчук