За окном увидеть свет

ЯКУТИЯ. Нерюнгринский район. 8 июля 2023 г. – ULUS.MEDIA.

Множество раз я убеждался, что за фотосюжетами не нужно ехать в далекие страны, ведь хорошие снимки можно сделать и в своем родном городе или в ближайших окрестностях. Ещё больше я уверен, что интересные люди могут жить на соседней улице, даже могут быть твоими соседями. Стоит просто сказать этим людям доброе слово, и взамен получишь в ответ улыбку. Ведь это так здорово!

С переездом в наш дом известной в кругах водителей женщины — владельца транспортной перерабатывающей компании Полины Лукьяновой, окружение дома по улице Чурапчинской, 50 стало заметно меняться в лучшую сторону. Перед окнами первого этажа, которые смотрят на восход солнца, её сыновья, друзья и помощница посадили небольшой таёжный дендрарий.

Три года, привезенные из северной тайги растения болели, с трудом приживались на новом месте. Соседке хотелось, чтобы её зеленый сад сразу стал большим и зазеленел. Но быстро, как в сказке, не получилось, для этого нужно терпение и время. Привезенные трехметровые деревья: рябина, черемуха, колючий боярышник, метровые кусты белой свидины (народное название кизильник татарский) после посадки стали болеть и сохнуть. При наших встречах разговор обязательно заходил о её зеленом детище. Полина, вздыхая, приговаривала: «Так вот, и старого человека пересели в другую местность, он загрустит и погибнет, чего уж говорить о саженцах!».

Чтобы машинами не повредили палисадник, пришлось этот клочок ухоженной земли огородить заборчиком. Лаконично рядом с рябиной и рододендронами вписалась скамейка для уставших от городской суеты людей. Но скоро пришлось лавочку убрать, потому что удобную скамейку быстро облюбовали веселые и шумные компании. Местечко без усилий приобрело статус «место для курения», и поэтому такое соседство хозяйке не понравилось.

В этом году сад порадовал: старые засохшие деревья погибли, но их корни пустили новые, свежие ростки. Ветки рододендронов зацвели в положенное для них время. Кусты жимолости, ветви курильского чая плотной зеленой изгородью опоясали всё, что растет внутри за забором. А там, за изгородью, много чего, пусть не экзотического, но растет. Весело покачивают синими головами анютины глазки, спрятался в тени золотой корень, еще какие-то растения, составляющие цветочное ожерелье дома.

Особенно заманчиво смотрится сад ночью, при свете фонарей. Возвращаясь с работы, с прогулок по лесу, я часто вижу в открытом окне довольную соседку. Неизменно приветствуем друг друга, перекидываемся фразами о делах житейских. При очередной встрече я напросился к соседке на чай, с просьбой рассказать о себе.

В уютной, со вкусом оформленной квартире, меня встретила подкошенная болезнью, но не отчаявшаяся, оптимизмом наполненная Полина. Рукой указала, где присесть. Начался удивительный, длинный и задушевный разговор о непростом, но полном приятных воспоминаний жизненном пути.

Родилась Полина в Одесской области, в селе Писаревка Кодымского района, там прошли детство и школьные годы. Мама была постоянно на работе, поэтому воспитывали Полю бабушка и дедушка. Баловали внучку и любили безмерно. Поэтому детство было просто замечательное. В куклы играла мало, больше гоняла на велосипеде и крутила гайки на двухколесном транспорте.

После окончания школы Полина устроилась работать в автокомбинат диспетчером. Научилась разговаривать с водителями, выписывать путевые листы и много всего, чего требует работа в автомобильном производстве. Начальство потребовало поступить в Кишиневский автодорожный институт на отделение «Эксплуатация автомобильного транспорта». Работала и училась. Учеба была не в тягость, учиться было интересно и познавательно.

Вместе с дипломом о высшем образовании Полина сдала и получила водительское удостоверение с одной категорией «С». Сейчас в водительском удостоверении нет пустых квадратиков. Открыты все категории, даже заполнена графа на вождение грузовых автомобилей с прицепом. Эта женщина имеет права водителя высшей категории 1 класса!

В подробностях Полина помнит не то, как защищала диплом о высшем образовании, а как сдавала экзамен по вождению автомобиля. Учителя были строгие, посадили за баранку автобуса КАВЗ, поехали по кварталам огромного города Кишинев. Спина и руки от волнения покрылись потом. Страшно и ответственно, но не подкачала — успешно сдала, получив документ для работы всей жизни.

С дипломом инженера-эксплуатационника начала работать старшим диспетчером, затем начальником отдела эксплуатации автокомбината, где ответственность возлагалась очень серьезная. Автобаза насчитывала 500 автомашин, а вместе со вспомогательной техникой 700 единиц транспорта. Голова была кругом от повседневных забот.

Полина вышла замуж, родила двух сыновей — Вадима и Вячеслава. Семейная жизнь не сложилась, пришлось с чемоданом и детьми уехать на Север. В ноябре 1980 года Полина с детьми приехала в  Нерюнгри. Здесь жил на улице Монтажной в вагончике № 9 её сводный брат Владимир. Но ни он, ни его супруга гостеприимства не проявили. Горько было очень. Ещё брат называется! Мороз -37, куда идти, куда податься?

Помог и проявил участие совсем незнакомый парень Николай. Он подвозил путешественников с вокзала п.Беркакит. Николай понял, что родственникам горемыки не нужны. Пригласил: «Поехали к нам в общежитие. Строгий комендант не пустит точно, но замерзнуть мы вам не дадим». Через открытое окно на первом этаже впустили женщину и детей в комнату — отогрели, накормили, уложили спать на пустующую кровать, с пожеланием: «Спите, а утром что-нибудь придумаем». Вот тогда, в минуты страха и отчаяния Полина поняла, что в Нерюнгри живет особенный народ. В трудную минуту подставит крепкое и надёжное плечо. «Не знаю, о чем думал Николай, возложив на свои плечи такую нелегкую работу. Но он и его друг Ибрагим, сердечное им спасибо, приняли участие в судьбе нашей семьи», — вспоминает героиня статьи.

Утром семью привели в построенный для бригадира новый балок. Хозяин балка уехал на Украину за семьей на два месяца. В доме пусто, одни голые стены. Рукастые мужики за день сколотили стол, сделали бамовскую кровать из труб и резиновых камер.

Николай отвез Полину в магазин в старом городе, который назывался «Бамовский». Купили обогреватель, плитку, кастрюли, стаканы и ложки. Это было настоящее счастье! В балке обогрелись, дети были накормлены. «Мне вместе с сыновьями очень повезло встретить отзывчивых и самых настоящих мужчин-северян», — говорит Полина.
Уже на следующий день без медицинской комиссии, без прописки Полину приняли на работу в Нерюнгринскую автобазу на должность мастера по эксплуатации автотранспорта.

Сыновья оставались хозяйничать одни в балке. Старшему Вадиму — девять лет, младшему Славе — четыре года. Душа болела, как они там? Однажды пришла с работы, а их нет. Поглядела в окно, а они идут с реки Чульман, мокрые и в обледеневшей одежде. Что случилось? Младший говорит: «Ловили уточку Серую шейку в полынье. Поймали, а её дядя забрал. Вадик утонул, а я ещё нет!».

Какое материнское сердце такое выдержит? Стала брать их с собой на работу. «Так в гараже, возле смотровых ям и автомобилей, взрослели мои мальчишки. Старшего определила в школу, младшего отвезла к родителям на Украину», — рассказывает Полина.

«Примечательно то, что на работу в автобазу я вышла работать в один день с Виктором Скотаренко. Он был моим начальником. Работать было трудно и интересно. Но тревожило другое, что скоро нужно освобождать предоставленное добрыми друзьями жильё», — вспоминает Полина.

И опять счастливый случай: в почтовый узел связи ПТУС нужен был водитель на автомобиль УАЗ, с предоставлением жилплощади в общежитии. Полина приняла предложение сразу. Появилась своя крыша над головой.

Познакомилась с будущим мужем Евгением Лукьяновым, который трепетно ухаживал, помогал во всем, отремонтировал старенький автомобиль. В 1981 году вместе с Евгением перегнали из Ярославля автомобиль ГАЗ-52.  Днем ехала Полина, а ночью Евгений. Получилось свадебное путешествие через всю страну на грузовике. Когда на заправочных станциях они останавливались, то любопытные спрашивали: «Куда путь держите?». Бодро отвечали: «В Южную Якутию». Люди крутили головой, не верили, что в Якутии есть дороги, что там идет большая стройка, и Якутия — это совсем не край земли.

По просьбе руководства ПТУС Полина перешла работать на бортовой ГАЗ-53, возила по Нерюнгринскому району газеты, журналы, посылки, огромные кули с письмами. Особенно много было мешков с поздравительными открытками перед праздниками. Тяжело было грузить одной, но грело душу, что эти открытки и письма может быть судьба счастливых семей, друзей и подруг. Вести из дома самые необходимые и нужные трудовому человеку. В героическое время не то, что интернета, телефонов простых не было, всё общение через письма, открытки, телеграммы. Приятно вспомнить, и не хочется забывать два года трудных, но счастливых дорог.

Когда в отделение связи пришел автобус ПАЗ-672, начальство предложило поработать на этом виде автотранспорта. Полина перевозила работников почтовых отделений в поселки: в Золотинку, Иенгру и Нагорный. Попутно возила почтовые отправления и не просто конверты, а настоящие письма счастья. Люди меня встречали с радостью. Очень часто бывал автобус битком, перегруженный, но ведь никого не выгонишь. Нужно ехать и везти людей на рабочие места. Салон автобуса был всегда уютный, чистый, на сиденьях чистые чехлы, на окнах шторки, ведь за рулем не просто шофер, а водитель-женщина, надо высоко держать планку.

С раннего утра Полина отвозила сначала почтовиков, затем связистов по железной дороге. Когда было совсем холодно, рабочие просто заходили в автобус, чтобы погреться. Кругом одни мужики-рабочие, а водитель — женщина. Привыкла к дальним поездкам, к дорогам, и так пять лет, каждый день за рулем автомобиля.

В феврале 1985 года Виктор Скотаренко уже работал директором ПАТП. Жили с ним в одном доме, в соседних подъездах.  При встрече он сказал: «Хватит крутить баранку, пора работать руководителем». И пригласил на должность начальника автоколонны. Полина охотно взялась за новое дело.

Лютая зима 1985 года и раннее наступление холодов сковали реку Лену. Танкеры с топливом для городов Якутии не дошли, вмерзли далеко до столицы республики. Было принято решение — топливо подвозить составами по железной дороге до нефтебазы ст.Нагорная. И дальше на север топливозаправщиками нужно было перебрасывать топливо в Якутск. Это ответственное поручение возлагалось на предприятие ПАТП и лично на Виктора Скотаренко.
Полина Лукьянова приняла колонну автомобилей, которая еще стояла под разгрузкой на ж/д платформах. Сто автомобилей, а водителей — нет. В срочном порядке принимали на работу всех, у кого были водительские права. Это был суровый экзамен. С заданием справились достойно. Конечно, не обошлось без аварий, часть водителей была без достаточного опыта, и поэтому несколько машин оказались в кювете. Впоследствии часть бензовозов переделали под хлебовозки, под фургоны и бортовые автомобили.

Работа занимала от 14 до 15 часов в сутки. Домой Полина приходила только спать и посмотреть на сыновей. Дети росли самостоятельно, понимали — родители на работе. Трудно представить в подчинении у женщины-руководителя более 500 водителей и слесарей, автопарк численностью 378 грузовых машин, а также стояночные боксы, ремонтные мастерские, объединенные в три автоколонны. В эти годы показался по настоящему боевой талант руководителя Полины Лукьяновой. Водители может в шутку, а может и всерьез, называли Полину Лукьянову «мамкой». Она не обижалась. Отдыхать было некогда, лучшее время – это глубокая ночь, когда замолкал телефон.
За отличную работу в 1991 году начальник Якутского автотранспортного управления Марк Зенштейн личным приказом наградил Полину Лукьянову новым автомобилем КамАЗ-5320.

Этой необыкновенной наградой он решил дальнейшую судьбу нашей героини. На КамАЗе стал работать муж, и продвигать благополучие семьи. В 1997 году Полина открыла собственное предприятие по переработке и перевозке грузов ООО «Автотранзит». Сначала располагались на контейнерной станции, потом Полина купила железнодорожный тупик. Далее для работы предприятия приобретались грузовики, краны, погрузчики. Появились рабочие места, но работы хватало всем. Верными и надежными помощниками стали сыновья. Организовать и отладить правильную работу — это по силам только такому руководителю с огромным стажем и ответственностью. За эти годы перевезены миллионы тонн грузов для жителей и предприятий республики.

В беседе Полина указала на плюшевого медведя: «Неделю назад ребята-водители навестили. 25 лет не работаем вместе, а помнят «мамку», значит всё в жизни сделано правильно, иначе бы не пришли. Приятно вспомнить. Это были Володя Васютин, Олег Бахур и еще один коллега, который приехал на побывку из зоны СВО».

Так вся жизнь в заботах и радостях. Два сына с семьями живут рядом в Нерюнгри. У Полины уже шесть внуков.
Радуют рябинки под окном. Недавно пошатнувшееся здоровье, но это временное явление, ведь нет такой болезни, которую бы не победила эта сильная женщина. В Год труда пожелаем Полине Лукьяновой — первой в Нерюнгри женщине-водителю на грузовых автомобилях и автобусах, крепкого здоровья, ведь всё остальное у этого человека есть!

Юрий Коковин, фото автора 

Читайте дальше